Поделиться новостью —

Читайте также

30 Апреля 2024

68 лет исполнилось режиссёру Ларсу фон Триеру

29 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

К списку новостей

Вера в мечту: Фонд Сокурова помогает молодым режиссерам

14 Января 2015

Фонд Сокурова снял в прошлом году на киностудии «Ленфильм» три картины. Одна из них – короткометражный фильм «Пасха» талантливого молодого режиссера Игоря Ольшанского, которая была представлена на кинофестивале в Каннах. Мы попросили молодого режиссера рассказать нам о своей картине и о Фонде Сокурова.

Картина 23-летнего режиссера из Санкт-Петербурга Игоря Ольшанского «Пасха», снятая при поддержке Фонда Александра Сокурова – драматическая история о жизни мальчика, живущего в глухой деревне Псковской губернии в 1921 году. Несмотря на голод и горе, принесенное завершающейся Гражданской войной, герой мечтает о красках, и хочет раскрасить «яйки» на Великий День. По мнению зрителей, в картине ярко воссоздана атмосфера и крестьянский быт тех лет.

-Каков сюжет фильма?

– В двух словах о любом произведении рассказывать достаточно сложно. Но смысл картины прост – ожидание ребенком исполнения своей мечты. О том, как мальчик хочет рисовать. О ребенке, который, несмотря на все обстоятельства, находит в себе силы рисовать. Главный герой – приемный ребенок в большой семье и с нетерпением ждет Пасху. Именно это церковный праздник и его традиции позволяют мальчику приблизить мечту – рисовать… Только что закончилась Гражданская война, 1921 год. Псковская губерния… Как вы знаете, крестьянские семьи были достаточно большие, и если погибали родители какого-нибудь ребенка, его забирали к себе соседи по деревне. Одна из героинь фильма – мама – забрала главного героя к себе. И между ними конфликт – у новой матери есть старший сын, который то зерно принесет, то по хозяйству похлопочет. А главный герой помощи не оказывает, мечтает только о том, чтобы рисовать.

– Почему Вы назвали свой фильм «Пасха»?

– Пасха – символ воскрешения. Главный герой пытается своими мотивами, образами, действиями воскресить умершего отца. Он постоянно к этому возвращается, вспоминает. К этому фильму меня подтолкнуло мое мироощущение. Можно сказать, этот фильм обо мне. Главный герой – это я, до определенной степени. Конечно, там есть какие-то нотки религиозности. Получается некий ангелочек, который спасает свою веру, свою мечту и пытается как-то реализовать себя в согласии со своей мечтой.

– Ваш фильм является одним из первых проектов Фонда Сокурова. Как получилось, что вы начали работать вместе с Александром Сокуровым? Каковы были ваши взаимоотношения во время съемок.

– По образованию я – не режиссер. Не заканчивал ВГИКа, и вообще никакого отношения к кино до встречи с Александром Николаевичем Сокуровыи не имел. Я закончил актерское отделение университета. Уже во время обучения понимал, что на самом деле не хочу быть актером. Мне больше интересна режиссура. Я попробовал проявить себя на этом поприще – начал ставить отрывки из постановок, этюды. И понял, что хочу в дальнейшем поступить на высшие режиссерские курсы в Москве. В марте прошлого года я уже планировал отправляться в столицу, а у Александра Николаевича был творческий вечер в музее современного искусства «Эрарта». Повторюсь – это было год назад. Я подошел к мастеру, и дал ему посмотреть свои работы. Я и не думал, что в дальнейшем буду снимать кино. Свои работы я снял сам: был оператором, звукооператором, самостоятельно все монтировал. Одна работа называлась «Ожидание». Простая, без слов, там просто девушка ждет: такая… атмосферная вещь. Другая работа – на тему Первой Мировой войны. Она разворачивается вокруг одной из постимпрессионистских картин в Эрмитаже… Первая встреча с Сокуровым прошла без каких-либо обязательств и гарантий с его стороны. И вдруг от него приходит письмо по электронной почте. В котором вопрос – пишу ли я что-либо? Я ответил: «да» и отослал ему сценарий «Пасхи». На мое удивление – ему понравилось. Он написал еще одно письмо: «Надо работать».

– Вам нравится этот сложный период – начало ХХ века?

– Да. Это время мне интересно. В нем происходили довольно неожиданные для большинства населения и ужасно трагические события нашей страны. И даже не война причина возникших конфликтов. Главная, на мой взгляд, причина – перемена мышления.

– Принимал ли Александр Николаевич участие в съемках?

– Да, помогал советами, смотрел видеоматериалы актерских проб. Я могу сказать, что Александр Николаевич совершенно никак на меня не давил. Он говорил: «Игорь, это твое кино. Я думаю так, но ты можешь сделать совершенно по-другому». Конечно, он помогал, потому что понимал, что никакого опыта у меня нет, я никогда не работал в кино.

Работать я начал уже в начале апреля. Начал ездить в публичную библиотеку, узнавать больше о том времени, как жили крестьянские дети, вообще о крестьянском быте. И уже где-то в начале лета начались актерские пробы. Мальчика долго искал на главного героя. Где только не смотрел – по разным школам и даже в детских домах. В конечном итоге нашел там, где не думал найти – через интернет. Мне, конечно, очень хотелось взять мальчика из детского дома, который прекрасно подходил, но там было крайне сложно договариваться. Но сегодня я доволен героем, которого в итоге нашел. Это большая победа.

– Какое ощущение Вы испытали, когда поняли, что фильм, наконец, снят? Ведь это было первое серьезно кино для Вас…

– Это было очень сложно, и при этом невероятно прекрасно. Это какой-то конструктор эмоций, который я не могу так просто описать. Наверное, в моей жизни было что-то намного сложнее. В плане эмоционального напряжения. Вокруг меня работали действительно профессиональные люди. То есть это были уже далеко не студенты. Они всегда были рядом со мной. Подчас возникало ощущение, что все вокруг меня – мои наставники. При этом никакого шапкозакидательского настроения – они действительно хотели помочь. У меня работала Лидия Михайловна Крюкова, которая с Сокуровым была почти на всех картинах. На каком-то этапе мне помогала Елена Жукова. Художник-постановщик у меня был свой, из моего университета. Мы с ним знакомы уже давно и в принципе я доволен его работой, хотя Елена Жукова сделала очень многое – например, помогла с выбором деревни.

– Поделитесь Вашими дальнейшими планами?

– Я сейчас уже написал новый сценарий. Пока рабочее название «Иней». Это о блокаде, о девушке, которая живет в блокадном Ленинграде – она балерина. Пока больше ничего не могу сказать, не хочу загадывать на будущее. Я надеюсь, что у этого сценария будет какое-либо продолжение, и по нему удастся снять фильм.