Поделиться новостью —

Читайте также

26 Апреля 2024

«Ленфильм» примет участие в «Ночи музеев»

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

24 Апреля 2024

«Чайка»: специальный показ на «Ленфильме»

К списку новостей

Готовится к выходу новая книга Игоря Масленникова "Перспективы"

25 Июля 2017

В конце июля у режиссера Игоря Масленникова выходит новая книга. Это альбом картин, рисунков, шаржей, сопровождаемых стихами, эпиграммами, заметками и даже частушками разных лет. Называется издание «Перспективы», потому что прошлое неизбежно соприкасается с настоящим, открывая неведомый путь в будущее.

«Я РИСУЮ»

– Я с детства любил рисовать и всегда писал стихи, – признается режиссер. – Никому ничего никогда не показывал. А теперь интересно пересматривать сохранившиеся наброски разных лет и вспоминать.

Как утверждает Игорь Федорович, он никогда ничего не делал специально. Филолог по образованию, он с удовольствием работал в газете, а потом на телевидении. Тогда еще даже здания на улице Чапыгина, 6, не было. Среди старых семейных фото – снимок, где Масленников на субботнике на месте строительства будущей телестудии. Лучшие телевизионные годы связаны с редакцией художественного вещания, где Игорь Федорович работал главным редактором.

Ленинград славился своим театральным миром, а Ленинградское телевидение охотно ставило телеспектакли. Но закончилась «оттепель», главного редактора стали все чаще вызывать в Смольный и распекать.

– Я сказал себе: «Да пошли они все к черту!» В холле телецентра появилось объявление о наборе курса режиссеров на «Ленфильме». Я подумал: а почему бы нет? Так и попал в кино. Поздно пришел, мне уже было 35, – вспоминает Масленников.

ДОНЖУАНСКИЙ СПИСОК

Никогда не помышлявший о кинокарьере Игорь Федорович стал одним из ведущих мэтров. Два года назад вышел альбом «Осколки», в котором режиссер впервые опубликовал свои стихи и рисунки. Здесь много шаржей и эпиграмм на друзей: Товстоногова, Козинцева, Виталия Соломина, Меркурьева. Однако, как замечает Масленников, почти нет женских шаржей. Пытался набрасывать, но не получалось. Хотя работа в кино всегда «была отмечена повышенным интересом именно к женским образам». У режиссера снимались замечательные актрисы. «Это мой донжуанский список», – в шутку замечает Игорь Федорович.

На главную роль в фильме «Ярославна, королева Франции» Масленников утвердил Елену Кореневу. Это было как раз то, что он хотел. Анну Ярославну, дочь киевского князя Ярослава Мудрого, без любви отдали замуж за французского монарха, и она стала одной из величайших королев Франции.

Но лента подверглась критике. Почему княжна не в кокошнике и без косы? С какой-то мальчишечьей прической и рыжая!

– Вот уж поистине горе от ума, – говорит режиссер. – Речь идет о XI веке. Тогда всех – и мальчиков и девочек – стригли просто: надевали горшок на голову и обрезали волосы вокруг. Косу девушка начинала отращивать, выйдя замуж, когда наступала ее взрослая жизнь. По сюжету Анна только едет к своему суженому. К тому же ее матерью была шведка Ингигерда, дочь короля Олафа. Известно, что Анна была рыжей, невысокого роста, начитанной и умной.

Театральный актер, снимаясь в кино, дубль от дубля набирает силу. Но Коренева – типичная киноактриса. «Она выкладывалась в первом же дубле, и дальше хоть что с ним делай, уже может ничего не выйти», – рассказывает Игорь Федорович.

Зная эту особенность, сцены с Еленой снимали одним кадром. И актриса ни разу не подвела. Снимали кульминацию фильма. По сценарию шел первый снег. Но в реальности стоял мороз -17, даже камера замерзла. Пока ее отогревали, легко одетая Коренева ждала. Артистке предлагали погреться в автобусе – не соглашалась. Она словно настраивалась, сыграла сцену великолепно. После смены режиссер обратил внимание, что руки Елены в кровавых ссадинах и ранах.

«Хорошая актерская игра в кино – это документирование подлинных человеческих чувств», – считает Масленников.

«Ярославну» снимали в Польше, где нашли подходящий замок. Но однажды пришла довольно хамская телеграмма из Госкино: мол, когда уже закончите, неужто еще не все джинсы скупили? Пришлось заканчивать съемки в Крыму. Это обошлось намного дороже.

ХОЗЯЙКА БЕЙКЕР-СТРИТ

Не стреляйте в пианиста и никогда не мешайте режиссеру делать свой актерский выбор. Удивительно, но самый известный сериал Масленникова начинался со скрипом. Обиделись друзья – Сергей Юрский и Олег Басилашвили, которые хотели исполнить роли Холмса и Ватсона. А начальство не желало утверждать актеров, предложенных Масленниковым. Ливанова считали слишком шумным и непредсказуемым. Не понравились пробы Виталия Соломина: «Какой это англичанин с рязанской рожей?!» Бориславу Брондукову припомнили пьянчугу Федула в «Афоне»: мол, на Лестрейда не тянет.

Сложнее всего было «пробить» Рину Зеленую. «Она же из ума выжила! Ничего не помнит!» – кино искусство циничное, слава богу, сама актриса ничего этого не слышала… Да хоть бы и слышала. Она прекрасно снялась во всех сериях про Холмса и Ватсона. У нее оказалась цепкая память и тончайшее чувство юмора.

Устраиваясь перед зеркалом в гримерной, она всякий раз говорила: «Единственное, что у меня осталось, – это красота!»

ОБРЕЧЕННОСТЬ ХУДРУКА

В 1980-е на «Ленфильме» Михаил Козаков планировал снимать «Пиковую даму». Однако вдруг из Израиля пришла телеграмма, в которой он сообщил, что отказывается ставить эту ленту. Пробовал снимать еще один режиссер, но тоже отказался.

Повесть Пушкина – с мистическими элементами, и тут сплошная мистика. Две трети отпущенного на съемки бюджета уже благополучно истратили. Что делать? За съемки взялся Масленников.

У «Пиковой дамы» много экранизаций. Но ни одна из них, как и великая опера Чайковского, не следует пушкинской строке, все какие-то интерпретации. Вроде той, что Лиза утопилась в Зимней канавке, – у автора Лизавета Петровна благополучно вышла замуж…

Игорь Федорович решил снять фильм исключительно по повести. Дополнить игру актеров должен был текст от автора, планировалось, что его прочтут Олег Басилашвили и Алла Демидова. Но Басилашвили снимался в другой картине. Осталась одна Демидова. Теперь режиссер это комментирует так: «Судьба распорядилась гораздо разумнее, нежели ты сам».

В «Пиковой даме» графиню сыграла народная артистка СССР Елена Николаевна Гоголева. Старейшине МХАТа было 82 года, но читала она без очков и аристократизма у нее было не отнять. Одного у нее не было – кинематографической ставки, поскольку в кино Гоголева снималась всего четыре раза и очень давно. Чтобы заплатить гонорар великой актрисе, пришлось обращаться в Госкино.

ХИТ НА ХИТЕ

Масленниковский «Шерлок Холмс» – суперхит отечественного телевидения. А суперхит отечественного кино – «Зимняя вишня». Историю о 30-летней «разведенке», мечущейся между любимым, но женатым мужчиной и нелюбимым «сказочным принцем», в 1985 году посмотрело более тридцати миллионов зрителей. Через пять лет вышло продолжение «Зимняя вишня – 2», и снова успех. В 1995-м третье попадание в десятку – «Зимняя вишня – 3».

– Давно готов сценарий четвертого и пятого фильмов, – говорит Игорь Федорович. – Их буду снимать уже не я, а мои ученики. Обращаемся в Минкульт и Фонд кино за финансовой поддержкой. Пока отказывают. Но обещаю: хоть фотоаппаратами, а продолжение снимем.

Новые картины расскажут о детях героев первой «Вишни». В книге «Перспективы» народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Игорь Масленников раскроет подробности этих двух своих задумок.

Источник