Именно благодаря кинематографу мы зримо можем представить себе, как развивались события ровно век назад. Что-то из этого имеет документальную основу, что-то стало широко тиражируемым мифом.
ЧЕМ НЕ УГОДИЛ ЭЙЗЕНШТЕЙН?
Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Октябрь» стал в кино визитной карточкой революции. Картина снималась к 10-летию событий 1917 года и задумывалась как крупномасштабное полотно. В съемках участвовали многие революционеры, играя самих себя. Например, Владимир Антонов-Овсеенко и Николай Подвойский. Однако фильм к юбилею на экраны так и не вышел. Из-за смены политической ситуации пришлось вырезать из картины Троцкого и других попавших в опалу большевистских лидеров. Премьера состоялась в 1928 году.
Энергичный Эйзенштейн придумал одну из самых ярких сцен в истории мирового кино – штурм Зимнего. На самом деле захват резиденции Временного правительства большевиками выглядел намного скромнее. Однако именно эйзенштейновский взгляд на события вошел в историю. С тех пор постановочные кадры из фильма «Октябрь» нередко используются, как реальная хроника.
ЗА КИПЯТКОМ
К 20-летию Октября на «Ленфильме» сняли картину «Человек с ружьем». Режиссер Сергей Юткевич взял за основу не массовые сцены, а камерную историю солдата – выходца из крестьян Ивана Шадрина, которого однополчане отправили с фронта в Петроград вручить Ленину письмо и выяснить, что же происходит в стране.
Центральная сцена в фильме происходит в Смольном. Шадрин мечется по коридорам с чайником в поисках кипятка. Случайно натыкается на невысокого человека, который просто и ясно объясняет ему ход событий. Заодно отводит к титану с кипятком. Только потом солдат узнает, что беседовал с самим Лениным. Именно из этого ленты крылатая фраза, произнесенная Шадриным: «Братцы! Товарищи! Я разговаривал с Лениным!»
После 1956 года из фильма вырезали сцены со Сталиным.
А чайник до сих пор хранится на киностудии, как один из раритетов.
ИДЕТ ПО НЕВЕ «АВРОРА»
К 50-летию революции режиссер Юрий Вышинский снял на «Ленфильме» картину «Залп «Авроры». Он взялся рассказать, что происходило накануне вооруженного восстания на легендарном крейсере.
Позже режиссера нередко критиковали за ошибку в названии: залпа как такового не было, крейсер произвел только один выстрел. На что автор отвечал просто: он имел в виду мощный энергетический залп «Авроры», придавший импульс всей революции.
Для съемок бутафоры «Ленфильма» создали уникальный четырехметровый макет «Авроры». К тому времени корабль революции стоял на вечной стоянке у набережной Невы. А по действию фильма должен был плавать и главное – стрелять.
Макет «Авроры» – настоящее произведение искусства. Мало того что он в подробностях воспроизводит конкурсы крейсера, к каждому иллюминатору были подведены лампочки, которые горели в темноте, на палубе двигались фигурки матросов, опускались и поднимались стволы пушек. И орудия стреляли.
В канун юбилея революции макет полностью отреставрировали мастера киностудии.
МАШИНА ПОДАНА!
Еще один раритет «Ленфильма» – модель французского автомобиля «Делоне-Бельвиль» образца 1914 года. Эта марка считалась одной из самых шикарных в мире, ценилась выше «Роллс-Ройса». В царском гараже находилась дюжина «бельвилей». После революции они перешли к большевикам. На одном из них ездил Ленин, когда работал в Петрограде, и даже пережил первое покушение на свою жизнь 1 января 1918 года.
Автомобиль снимался во многих картинах, в том числе в лентах «Гарпастум», «Адмирал», «Белая гвардия», «Григорий Р.», «Контрибуция», «Матильда».
В замыслах киностудии снять фильм о первых днях работы ЧК и неудачном покушении на вождя.
ИСТОРИЯ ВСЕ РАССТАВЛЯЕТ ПО МЕСТАМ
«Перед судом истории» – уникальная и малоизвестная картина «Ленфильма» была снята во времена хрущевской оттепели. Ее режиссер – ярый ленинец, бывший чекист и лауреат четырех Сталинских премий Фридрих Эрмлер – задумывал создать киногимн советской власти.
В тот момент в СССР проживал известный монархист, бывший депутат дореволюционной Государственной думы, один из организаторов Белого движения, ярый антибольшевик Василий Витальевич Шульгин. В руках советской власти он оказался после Великой Отечественной войны, отсидел приличный срок во Владимирском централе и тихо доживал свой век в провинции.
Эрмлер решил организовать диалог Шульгина с советским историком. В беседе герои должны были проанализировать ход исторических событий. В конце фильма режиссер хотел, чтобы Шульгин публично признался: «Я проиграл».
Шульгина привезли в Ленинград. Положение бывшего депутата и приближенного к его императорскому величеству было настолько бедственным, что съемочная группа даже купила ему новое пальто, чтобы он прилично выглядел в кадре. В ленфильмовской многотиражной газете «Кадр» появилась заметка «Встреча с врагом». В ней друг и коллега Эрмлера – режиссер, народный артист СССР Александр Иванов – написал: «Впечатляет появление на экране матерого врага Советской власти. Внутренняя аристократичность этого монархиста настолько убедительна, что прислушиваешься не только к тому, что он говорит, а с напряжением следишь за тем, как он говорит… Вот он сейчас такой благопристойный, моментами жалкий и даже вроде бы симпатичный. А ведь это человек страшный. За такими шли сотни тысяч людей, которые сложили головы за их идеи».
Сложности с фильмом возникли сразу же. Не удалось найти историка, который смог бы поддерживать полноценный разговор с 85-летним противником. Пришлось оппонентом выставлять актера. А Шульгин так и не произнес ожидаемой фразы. Он сказал только одно: «То, что вы, коммунисты, делаете сейчас для России, не только полезно, но и необходимо».
Шульгин, надо сказать, даже в купленном пальто хорош. Он неторопливо излагает свое видение истории. Сегодня, когда ушли в прошлое многие идеологические клише и догмы, фильм смотрится с огромным интересом. Это чудом сохранившийся документ эпохи.
На экранах картина продержалась всего три дня. Позже ее сняли с проката и больше почти не показывали. Эрмлер вскоре умер, а Шульгин прожил еще десять лет.
23 ноября в 15.00 «Ленфильм» организует просмотр фильма «Перед судом истории». Затем через телемост с Президентской библиотекой и библиотеками различных регионов страны состоится обсуждение картины с участием историков, киноведом и зрителей.