Возможно, одним из лучших детских фильмов всех времен, созданных в нашей стране, остается «Старик Хоттабыч» режиссера Геннадия Казанского.
Всеми любимая кинокартина по повести Лазаря Лагина о школьнике Вольке, нашедшем в Москве-реке запечатанный древний сосуд, создавалась на берегах Невы – на «Ленфильме». Работу над фильмом «Старик Хоттабыч» начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи школьников. На пробах ребята читали стихи. Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали прийти еще раз. Следующие задания оказались сложнее. Будущим актерам предлагали разыгрывать сценки, будто они попали под сильный дождь или сбивающий с ног ветер. В итоге отобрали Лешу Литвинова – шестиклассника 82-й школы, Гену Худякова – из 7-го класса 96-й школы и Леву Ковальчука – ученика 6 «Б» класса 71-й школы. Кстати, решающую роль в выборе ребят сыграли их характеристики из школ.
На главную роль – Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин. Но режиссер Казанский утвердил мало кому известного артиста из Одессы Николая Волкова. Николаю Николаевичу в то время было уже далеко за 50, а в кино он снимался всего несколько раз. Но когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!»
СОВЕТСКИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ
Для этого фильма даже изобретали новую технику. В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, пленку и проявочную машину. Самыми сложными были невероятные по тем временам съемки полета на ковре-самолете. Подвешенный в павильоне ковер-самолет впоследствии был наложен на фон пролетающего пейзажа, а облака создавались с помощью дыма.
В Одессе съемки изначально не планировались. Но в сценарии была предусмотрена сцена с экзотическими животными, когда Волька с Хоттабычем попадают в Индию. Зверей решили позаимствовать в цирке Корнилова.
Но лето 1956 г., когда снималась картина, выдалось холодным. И дрессировщики категорически отказывались выводить своих тигров, слонов и верблюдов на улицу – не дай бог, простудятся. Так киношники и следовали за цирком по городам СССР – из Ленинграда в Москву, потом в Сочи. А по-настоящему хорошая погода была только в Одессе, там и сняли знаменитую сцену.
«ЗУБИЛО» ПРОТИВ «ШАЙБЫ»
Один из самых знаменитых эпизодов снят на футбольном матче. Старик Хоттабыч пытается помочь футбольной команде. Баталии между командами «Зубило», «Шайба» и Хоттабычем разыгрались на стадионе завода «Светлана». А в эпизодах задействовали настоящих звезд отечественного футбола того времени. Стадион был невелик, чтобы наполнить трибуны, впервые вместо массовки привлекли болельщиков, сделанных из… картона.
К чести мастеров комбинированных съемок, зритель и сегодня принимает эти сцены за чистую монету. Крупные планы сидящих на трибунах болельщиков доснимали уже на центральном ленинградском стадионе им. Кирова.
Ворота для матча, которыми «управлял» новоявленный футбольный фанат Хоттабыч, изготовили в столярных цехах «Ленфильма». Штангу, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала», сделали из резины. Ворота же сконструировали раздвижными, а в довершение поставили на рельсы, и специально обученный человек за кадром при помощи троса то их расширял, то сужал, то перемещал в сторону от летящего мяча.
В один из моментов Хоттабыч, сжалившись над игроками, решает прислать каждому персональный мяч. Они дождем падают с неба. Эффекта добились так: спортсмены подкинули мячи в воздух. А заснятые кадры прокрутили в обратном порядке. Получилось, что мячи падают дождем на футбольное поле.
На киностудии «Ленфильм» сохранились многие раритеты этого старого советского фильма. Бережно хранится соломенная шляпа волшебника, будильник и пионерский галстук Вольки. И, конечно же, тот самый кувшин, из которого появился джинн.
ФАКТ
В 1957 г. фильм посмотрели 40 млн человек, а по количеству спецэффектов и комбинированных съемок картина не уступала голливудским проектам.