Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Алексей Герман – младший – вновь в гостях у Президентской библиотеки

13 Марта 2019

В Президентской библиотеке состоялась встреча с режиссером Алексеем Германом – младшим и художником-постановщиком его киногруппы Еленой Окопной. Творческая пара рассказала о своем пути в кино, азах овладения профессией, а также поделилась с молодежью мыслями о принципах ремесла, о создании картин.

Аудиторию составили студенты и преподаватели Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Российской гимназии при Государственном Русском музее, Академической гимназии имени Д.К. Фаддеева СПбГУ и др. В режиме видео-конференц-связи вопросы известным российским кинодеятелям могли задать любители кино из Саранска, Новосибирска, Карелии, Кемерово, Калининграда, Владимира и других регионов.

Давая советы молодым режиссерам, Алексей Алексеевич сформулировал, пожалуй, главное: «Можно учиться разному и много у наших талантливых мастеров, в лучших вузах. Но пока ты сам не начнешь что-то делать, ничего тебе не поможет». Алексей Герман – младший родился в семье прославленной пары – большого мастера кино Алексея Германа и сценариста Светланы Кармалиты. У режиссера с фамилией Герман непростая судьба, ведь о каких бы работах Алексея-младшего ни шла речь, у собеседника всегда наготове отсыл к фильмам Германа-старшего.

«Надо было с чего-то начинать, нарабатывать профессиональные навыки, – говорит Алексей, – у меня тоже было какое-то количество малого метра. Я сделал фильм «Знамя» – вполне себе наивное нечто (хотя Кустурица отобрал ленту себе на мастер-класс). И вдруг слышу отзыв одного из наших маститых: «Леш, ну это хуже, чем фильмы твоего папы». Что я мог на это ответить? Что относился к этой картине с нежностью и уставал на съемках так же, как потом при работе с полным метром?.. Кстати, это качество – выкладываться сполна на картине вне зависимости от ее метра – сохранилось у меня, видимо, навсегда; по-другому заниматься кино невозможно».

Алексей и Елена учились делать кино в разных вузах, в разное время и у разных мастеров, да и специализации у них были разные: Герман пытался проникнуть в законы театроведения. Елена выбрала организацию кинопроцесса. Но оба оказались способными перевернуть все в своей жизни, нащупав главное. Герман-младший «в какой-то момент понял, что ему нужно заниматься чем-то более активным», и в 2001-м окончил режиссерский факультет ВГИКа. А недоучившаяся студентка, встретив Алексея, решила, что он – ее университет. Хотя процесс взаимообогащения был встречным, Елена нередко выступает в роли арбитра в сложных творческих вопросах, и ей удается обосновать свою правоту.

Неоспорим ее вклад в последнюю полнометражную работу Германа-младшего – фильм «Довлатов», в котором Елена Окопная была художником-постановщиком и художником по костюмам, – именно по этим номинациям картина получила награду Берлинского кинофестиваля в 2018 году. Жюри особо отметило достоверность, с которой команда режиссера воссоздала атмосферу Ленинграда 1960-х.

Фильмография Германа-младшего пока невелика: «Гарпастум», «Бумажный солдат», «Под электрическими облаками» и «Довлатов». Но ведь и начинающие кинематографисты замечательно молоды, полны творческой энергии и готовности категорически «не следовать общей модели траспарентности» («надеюсь, не поддамся», выразился на встрече в Президентской библиотеке Алексей Герман). А это очень многое обещает. Означает нашу будущую встречу с небанальным, точным и вдумчивым кинематографическим прочтением времени.