Поделиться новостью —

Читайте также

25 Апреля 2024

В ГЭС-2 открылась выставка, посвященная Динаре Асановой

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

К списку новостей

Карантин. Во время и после. Мнения участников и экспертов

19 Мая 2020

Как повлиял на киноиндустрию COVID-19, затронувший все сферы от производства до проката? Насколько весомы потери? Как отвечают кинематографисты на вызов времени и какими видят перспективы кинопромышленности после снятия ограничений – об этом в материале наших корреспондентов.

Эпидемия резко осложнила положение дел в отечественной киноиндустрии и кинопрокате. Заморожены новые проекты, а публика массово переходит на онлайн сервисы. Министерство культуры отменило прием заявок на поддержку осенних фестивалей, среди которых «Меридианы Тихого» во Владивостоке и «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге.

Комментирует обозреватель газеты «Коммерсантъ» Андрей Плахов: «Сейчас все застопорилось: неизвестны ни судьба этих фестивалей, ни сроки возможных релизов… А если все фестивали первой половины года сдвинутся на осень, возникнет толкотня и путаница, ведь сентябрь и октябрь тоже традиционно полны крупными кинособытиями. И все больше назревает ощущение, что нынешний фестивальный год будет вообще «пропущен», словно его и не было, а календарь начнет работать по прежней схеме только в 2021-м. Но трудно представить, чтобы все уже готовые фильмы лежали на полке и ждали своей участи в течение двенадцати месяцев. Продюсеры и прокатчики вынуждены искать нестандартные выходы из этого тупика».

Продюсер, руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов: «Из-за распространения коронавируса отрасль кино и производства телеконтента может потерять за три года более 150 млрд рублей, потери этого года оцениваются в 73 млрд. Производители фильмов и сериалов могут потерять съемочный год из-за продления ограничительных мер в связи с коронавирусом. В этом году запуск новых проектов невозможен; продюсеры смогут запустить только проекты, которые были заморожены из-за ситуации с COVID-19».

Председатель правления и генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева: «Многие меры, которые сейчас будут приниматься, для киностудии Горького будут иметь убийственный характер. Обратная сторона – мы потеряем очень существенно. Уже по марту мы минус 30% по выручке и дальше прогнозируем падение на 50–60%».

Ситуация с COVID-19 смешала все планы санкт-петербургских кинематографистов. Съемки и любое кинопроизводство на «Ленфильме» приостановлены. Чтобы не растратить уже сделанное, максимально сохранить наработанный актив, построенные декорации законсервировали, павильоны опечатали до окончания периода вынужденных выходных дней. С апреля большинство сотрудников находится на самоизоляции и трудится дистанционно с сохранением заработной платы.

Съемочные процессы подстроились под возникшую эпидемиологическую ситуацию. Напомним: первоначально было выдвинуто требование, чтобы одновременно в одном месте не собиралось более пятидесяти человек. Тимур Бекмамбетов снимал в павильонах «Ленфильма» фильм «ФАУ. Побег из ада» и смог сократить съемочную группу до необходимого максимума. Сам режиссер руководил процессом по онлайн-связи из Казани.

«На проекте «ФАУ. Побег из ада», который в начале весны снимали на «Ленфильме», мы применили немало специальных технологий, чтобы соблюсти ограничения по численности людей на площадке и избежать масштабных съемок. Съемки почти все время шли дистанционно через Microsoft Teams: мой планшет превратился в удаленный режиссерский пульт и рацию, через которые я руководил съемочным процессом и актерами на площадке. Вместо массовых батальных сцен мы снимали воздушный бой внутри компьютерной игры War Thunder – и теперь можем доработать CGI на этапе постпродакшна. Все это позволило нам продолжить съемки. Обстоятельства, которые на нас свалились, дают сейчас уникальную возможность пробовать и экспериментировать», – рассказывает Тимур Бекмамбетов.

Незадолго до начала эпидемии на «Ленфильме» проходили съемки второго сезона сериала «Осколки» режиссера Владимира Нахабцева. «Мы попали с коронавирусом в настоящий форс-мажор. Пошли отмены авиарейсов между городами. Мы стали терять объекты. Так, в больнице имени Алмазова объявили карантин, и нас не пустили. Приходится искать неординарные решения. Безусловно, мы сделаем все, чтобы кино вышло на экраны, ведь зрители ждут!» – рассказывает исполнительный продюсер Светлана Царева.

Режиссер Алексей Герман вынужден был остановить съемки своего нового проекта о женщинах-летчицах «Воздух»: «Эпидемия стала для нас полной катастрофой. Мы планировали завершить съемки до июня. Были уже организованы экспедиции в Волгоград и Чехию. Однако нам придется все это отложить до осени. Другие площадки найти не получится – у нас уже отснята большая часть материала.

Нам пришлось вернуть в хранилища кучу с трудом найденного реквизита и костюмов. В Европе был введен карантин, закрылись границы и из-за этого сорвалась съемка с зарубежными самолетами. К сожалению, в России нет моделей, которые хотелось использовать в фильме, и мы договорились с зарубежными коллегами. Теперь все придется обсуждать заново. А организация экспедиции – процесс сложный.

Построенные нами модели самолетов – 11–12 единиц – мы сейчас эвакуировали на склады. Они будут храниться там до возобновления съемок».

Однако новая ситуация породила множество проблем перед «Ленфильмом». Учитывая, что съемки приостановлены, а услуги студии временно не востребованы, в будущем это может привести к серьезным экономическим последствиям, которые неминуемо затронут весь кинематограф Санкт-Петербурга и страны в целом. Новой команде ленфильмовского менеджмента во главе с Инессой Юрченко после окончания эпидемии предстоит принимать быстрые и эффективные меры по скорейшему возвращению киностудии в кинопроцесс.

Продюсер Продюсерской компании Николая Расторгуева («Первый дом. Ближе, чем кажется», «72 часа» и др.) Игорь Николенко: «В апреле нам пришлось отменить премьеру дебютной картины режиссера Татьяны Лютаевой «Камень, ножницы, бумага». Как только все восстановится и ограничения снимут, будем решать вопрос о дате выхода в прокат, так как от него во многом зависит финансовый успех картины. Мы думаем, в такой ситуации окажутся многие компании.

Сейчас у нас в производстве при поддержке Фонда Кино фильм «Клуб Червонных Валетов» Ильи Хотиненко. Съемки фильма планировались в мае – июне. Теперь придется их переносить на следующий год. Но, если в срок не сдать картину и не вернуть возвратные средства, то вступают в силу штрафные санкции. Мы поинтересовались у Фонда Кино, как быть в сложившейся ситуации. В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения. Компании, заключившие соглашения о предоставлении субсидии на производство национальных фильмов, имеют возможность обратиться в Департамент кинематографии Министерства культуры России с просьбой о продлении сроков производства при задержке по независящим от них причинам. Штрафные санкции к таким компаниям применяться не будут.

На наш взгляд, сейчас целесообразно пересмотреть сроки сдачи фильма и их пролонгацию, возможность перевода возвратных средств поддержки от Фонда Кино в разряд невозвратных с учетом форс-мажорной ситуации, в которой оказались мы все».

Продюсер ООО «Киностудия Крылья» («Большое небо», «Графомафия», «Принцесса с севера», «Морпехи», «Мины в фарватере», «Савва Морозов», «Запах вереска»; документальные фильмы «Таня», «Символы русского флота», «Солдаты мира», «Мир вокруг нас» и др.) Марианна Балашова: «Нам повезло, что мы успели съездить в заключительную командировку во Владикавказ и доснять материал для документального фильма «Мир вокруг нас» (реж. Сергей Антонов) по заказу ООН и Министерства культуры РФ.

Также мы успели в феврале отснять весь материал для фильма «Андреевский флаг» по заказу Первого канала (реж. Виталий Воробьев). Это шестнадцатисерийная сага об адмиральской семье. Сейчас горячая пора в производстве проекта – стадия постпродакшна. Активно осуществляются монтаж, озвучание, цветокоррекция, перезапись и т. д.

Проект международный, и в связи со сложившейся ситуацией все активно работают на «удаленке», но, к сожалению, мы не укладываемся по срокам сдачи проекта Первому каналу. Дело в том, что сотрудники вынуждены работать за пределами профессиональных студий монтажа и звукозаписи, где есть необходимое оборудование для качественного осуществления всех процессов постродакшна. Кроме того, личное присутствие в профессиональной студии ответственных лиц, таких, как режиссеров, операторов, продюсеров, необходимо для утверждения качества готового материла. Также серьезные проблемы возникают с озвучанием актеров. Отсутствие таких возможностей существенно тормозит сроки производства фильма.

Я, как и мои коллеги, считаю, что производство кинофильмов можно смело включить в перечень особо пострадавших отраслей. Конечно, есть стадии проекта, когда можно решить производственные вопросы удаленным способом. Но основную часть производства – непосредственно съемки – нельзя осуществить дистанционно. Кроме того, даже на стадии подготовки проекта – подбора локаций, кастинга, создания реквизита – возможно только личное присутствие участников процесса. Соответственно, в периоды карантина основные этапы производства осуществляться не могут».

Съемки фильма Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» о военных операторах заморожены в Лос-Анджелесе на неопределенное время, рассказывает продюсер картины Наталья Мокрицкая: «Мы были в подготовительном периоде с декабря по март в Лос-Анджелесе. Cъемки были запланированы с 15 по 21 марта, но 14 марта Гильдия актеров Америки запретила актерам выходить на площадку. Мы вернулись в Москву и ждем, когда гильдия разрешит продолжить съемки. Хорошо, что Фонд Кино и Министерство культуры учли ситуацию с пандемией и передвинули сроки сдачи фильмов».

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) и генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин: «Из кризиса отрасль обязательно выйдет. Зрители должны охотно пойти в кинотеатры, как только будет такая возможность, ведь они устанут от бесконечного просмотра фильмов в режиме онлайн. Осталось только понять, как лучше открывать кинотеатры и что показывать зрителю».

Источник СК-новости.