Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна, королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Карантин. Во время и после. Мнения участников и экспертов

19 Мая 2020

Как повлиял на киноиндустрию COVID-19, затронувший все сферы от производства до проката? Насколько весомы потери? Как отвечают кинематографисты на вызов времени и какими видят перспективы кинопромышленности после снятия ограничений – об этом в материале наших корреспондентов.

Эпидемия резко осложнила положение дел в отечественной киноиндустрии и кинопрокате. Заморожены новые проекты, а публика массово переходит на онлайн сервисы. Министерство культуры отменило прием заявок на поддержку осенних фестивалей, среди которых «Меридианы Тихого» во Владивостоке и «Послание к Человеку» в Санкт-Петербурге.

Комментирует обозреватель газеты «Коммерсантъ» Андрей Плахов: «Сейчас все застопорилось: неизвестны ни судьба этих фестивалей, ни сроки возможных релизов… А если все фестивали первой половины года сдвинутся на осень, возникнет толкотня и путаница, ведь сентябрь и октябрь тоже традиционно полны крупными кинособытиями. И все больше назревает ощущение, что нынешний фестивальный год будет вообще «пропущен», словно его и не было, а календарь начнет работать по прежней схеме только в 2021-м. Но трудно представить, чтобы все уже готовые фильмы лежали на полке и ждали своей участи в течение двенадцати месяцев. Продюсеры и прокатчики вынуждены искать нестандартные выходы из этого тупика».

Продюсер, руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов: «Из-за распространения коронавируса отрасль кино и производства телеконтента может потерять за три года более 150 млрд рублей, потери этого года оцениваются в 73 млрд. Производители фильмов и сериалов могут потерять съемочный год из-за продления ограничительных мер в связи с коронавирусом. В этом году запуск новых проектов невозможен; продюсеры смогут запустить только проекты, которые были заморожены из-за ситуации с COVID-19».

Председатель правления и генеральный директор Киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева: «Многие меры, которые сейчас будут приниматься, для киностудии Горького будут иметь убийственный характер. Обратная сторона – мы потеряем очень существенно. Уже по марту мы минус 30% по выручке и дальше прогнозируем падение на 50–60%».

Ситуация с COVID-19 смешала все планы санкт-петербургских кинематографистов. Съемки и любое кинопроизводство на «Ленфильме» приостановлены. Чтобы не растратить уже сделанное, максимально сохранить наработанный актив, построенные декорации законсервировали, павильоны опечатали до окончания периода вынужденных выходных дней. С апреля большинство сотрудников находится на самоизоляции и трудится дистанционно с сохранением заработной платы.

Съемочные процессы подстроились под возникшую эпидемиологическую ситуацию. Напомним: первоначально было выдвинуто требование, чтобы одновременно в одном месте не собиралось более пятидесяти человек. Тимур Бекмамбетов снимал в павильонах «Ленфильма» фильм «ФАУ. Побег из ада» и смог сократить съемочную группу до необходимого максимума. Сам режиссер руководил процессом по онлайн-связи из Казани.

«На проекте «ФАУ. Побег из ада», который в начале весны снимали на «Ленфильме», мы применили немало специальных технологий, чтобы соблюсти ограничения по численности людей на площадке и избежать масштабных съемок. Съемки почти все время шли дистанционно через Microsoft Teams: мой планшет превратился в удаленный режиссерский пульт и рацию, через которые я руководил съемочным процессом и актерами на площадке. Вместо массовых батальных сцен мы снимали воздушный бой внутри компьютерной игры War Thunder – и теперь можем доработать CGI на этапе постпродакшна. Все это позволило нам продолжить съемки. Обстоятельства, которые на нас свалились, дают сейчас уникальную возможность пробовать и экспериментировать», – рассказывает Тимур Бекмамбетов.

Незадолго до начала эпидемии на «Ленфильме» проходили съемки второго сезона сериала «Осколки» режиссера Владимира Нахабцева. «Мы попали с коронавирусом в настоящий форс-мажор. Пошли отмены авиарейсов между городами. Мы стали терять объекты. Так, в больнице имени Алмазова объявили карантин, и нас не пустили. Приходится искать неординарные решения. Безусловно, мы сделаем все, чтобы кино вышло на экраны, ведь зрители ждут!» – рассказывает исполнительный продюсер Светлана Царева.

Режиссер Алексей Герман вынужден был остановить съемки своего нового проекта о женщинах-летчицах «Воздух»: «Эпидемия стала для нас полной катастрофой. Мы планировали завершить съемки до июня. Были уже организованы экспедиции в Волгоград и Чехию. Однако нам придется все это отложить до осени. Другие площадки найти не получится – у нас уже отснята большая часть материала.

Нам пришлось вернуть в хранилища кучу с трудом найденного реквизита и костюмов. В Европе был введен карантин, закрылись границы и из-за этого сорвалась съемка с зарубежными самолетами. К сожалению, в России нет моделей, которые хотелось использовать в фильме, и мы договорились с зарубежными коллегами. Теперь все придется обсуждать заново. А организация экспедиции – процесс сложный.

Построенные нами модели самолетов – 11–12 единиц – мы сейчас эвакуировали на склады. Они будут храниться там до возобновления съемок».

Однако новая ситуация породила множество проблем перед «Ленфильмом». Учитывая, что съемки приостановлены, а услуги студии временно не востребованы, в будущем это может привести к серьезным экономическим последствиям, которые неминуемо затронут весь кинематограф Санкт-Петербурга и страны в целом. Новой команде ленфильмовского менеджмента во главе с Инессой Юрченко после окончания эпидемии предстоит принимать быстрые и эффективные меры по скорейшему возвращению киностудии в кинопроцесс.

Продюсер Продюсерской компании Николая Расторгуева («Первый дом. Ближе, чем кажется», «72 часа» и др.) Игорь Николенко: «В апреле нам пришлось отменить премьеру дебютной картины режиссера Татьяны Лютаевой «Камень, ножницы, бумага». Как только все восстановится и ограничения снимут, будем решать вопрос о дате выхода в прокат, так как от него во многом зависит финансовый успех картины. Мы думаем, в такой ситуации окажутся многие компании.

Сейчас у нас в производстве при поддержке Фонда Кино фильм «Клуб Червонных Валетов» Ильи Хотиненко. Съемки фильма планировались в мае – июне. Теперь придется их переносить на следующий год. Но, если в срок не сдать картину и не вернуть возвратные средства, то вступают в силу штрафные санкции. Мы поинтересовались у Фонда Кино, как быть в сложившейся ситуации. В настоящее время вопрос находится в стадии рассмотрения. Компании, заключившие соглашения о предоставлении субсидии на производство национальных фильмов, имеют возможность обратиться в Департамент кинематографии Министерства культуры России с просьбой о продлении сроков производства при задержке по независящим от них причинам. Штрафные санкции к таким компаниям применяться не будут.

На наш взгляд, сейчас целесообразно пересмотреть сроки сдачи фильма и их пролонгацию, возможность перевода возвратных средств поддержки от Фонда Кино в разряд невозвратных с учетом форс-мажорной ситуации, в которой оказались мы все».

Продюсер ООО «Киностудия Крылья» («Большое небо», «Графомафия», «Принцесса с севера», «Морпехи», «Мины в фарватере», «Савва Морозов», «Запах вереска»; документальные фильмы «Таня», «Символы русского флота», «Солдаты мира», «Мир вокруг нас» и др.) Марианна Балашова: «Нам повезло, что мы успели съездить в заключительную командировку во Владикавказ и доснять материал для документального фильма «Мир вокруг нас» (реж. Сергей Антонов) по заказу ООН и Министерства культуры РФ.

Также мы успели в феврале отснять весь материал для фильма «Андреевский флаг» по заказу Первого канала (реж. Виталий Воробьев). Это шестнадцатисерийная сага об адмиральской семье. Сейчас горячая пора в производстве проекта – стадия постпродакшна. Активно осуществляются монтаж, озвучание, цветокоррекция, перезапись и т. д.

Проект международный, и в связи со сложившейся ситуацией все активно работают на «удаленке», но, к сожалению, мы не укладываемся по срокам сдачи проекта Первому каналу. Дело в том, что сотрудники вынуждены работать за пределами профессиональных студий монтажа и звукозаписи, где есть необходимое оборудование для качественного осуществления всех процессов постродакшна. Кроме того, личное присутствие в профессиональной студии ответственных лиц, таких, как режиссеров, операторов, продюсеров, необходимо для утверждения качества готового материла. Также серьезные проблемы возникают с озвучанием актеров. Отсутствие таких возможностей существенно тормозит сроки производства фильма.

Я, как и мои коллеги, считаю, что производство кинофильмов можно смело включить в перечень особо пострадавших отраслей. Конечно, есть стадии проекта, когда можно решить производственные вопросы удаленным способом. Но основную часть производства – непосредственно съемки – нельзя осуществить дистанционно. Кроме того, даже на стадии подготовки проекта – подбора локаций, кастинга, создания реквизита – возможно только личное присутствие участников процесса. Соответственно, в периоды карантина основные этапы производства осуществляться не могут».

Съемки фильма Сергея Мокрицкого «Первый Оскар» о военных операторах заморожены в Лос-Анджелесе на неопределенное время, рассказывает продюсер картины Наталья Мокрицкая: «Мы были в подготовительном периоде с декабря по март в Лос-Анджелесе. Cъемки были запланированы с 15 по 21 марта, но 14 марта Гильдия актеров Америки запретила актерам выходить на площадку. Мы вернулись в Москву и ждем, когда гильдия разрешит продолжить съемки. Хорошо, что Фонд Кино и Министерство культуры учли ситуацию с пандемией и передвинули сроки сдачи фильмов».

Председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) и генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин: «Из кризиса отрасль обязательно выйдет. Зрители должны охотно пойти в кинотеатры, как только будет такая возможность, ведь они устанут от бесконечного просмотра фильмов в режиме онлайн. Осталось только понять, как лучше открывать кинотеатры и что показывать зрителю».

Источник СК-новости.