Поделиться новостью —

Читайте также

23 Апреля 2024

Фильму «Ярославна. Королева Франции» исполнилось 45 лет

22 Апреля 2024

Специальные показы на «Ленфильме»

22 Апреля 2024

Илья Желтяков получил приз за режиссуру на «Золотом вороне»

К списку новостей

Вспоминая Беллу Маневич

07 Июля 2020

Недавно в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов успешно защитила диплом Ксения Землянушина, выбравшая темой своей работы творчество замечательного художника-постановщика Б.С.Маневич.

С любезного разрешения автора и заведующего кафедры режиссуры мультимедиа В.Д.Сошникова публикуем фрагменты работы Ксении Землянушиной.

О Белле Маневич

Белла (при рождении Берта) Семеновна Маневич родилась в Киеве 14 ноября 1922 года. Вместе с родителями переехала в Ленинград, где окончила перед войной школу.

С началом войны ушла на фронт в качестве медсестры.

В 1949 году окончила ВГИК (курс Иосифа Шпинеля и Федора Богородского) и вышла замуж за Исаака Каплана. Неразделимая пара Каплан-Маневич многие годы работала совместно художниками на кинокартинах. С этого же 1949 года началась ее творческая жизнь на «Ленфильме». Если не считать двух коротких перерывов, связанных с рождением детей, и долгой паузы из-за тяжкой болезни Исаака Каплана, все время ее жизни с 1947 года (ассистент художника киностудии “Союздетфильм”) до начала XXI века было наполнено безостановочной работой. Подобно удивительным героям 30-х годов для нее кинофабрика со всеми цехами – малярным, отделочным, столярным, с запахом павильонов и реквизита была основным миром существования.

В 1995 году Белла Маневич была удостоена звания «Заслуженный художник Российской Федерации», а также стала лауреатом премии «Ника» за 1998 год.

13 июня 2002 года скончалась в Санкт-Петербурге в возрасте 79 лет.

Из воспоминаний:

«Фронтовая медсестра, потом живопись, кино. Она была человеком не просто ярко одаренным, а совершенно неистовым. Всегда и везде боролась с неправдой, несправедливостью. Она помогла всем, кто теперь стал настоящим кинематографистом. Ее вклад в кино необычайно велик, эта потеря невосполнима для нас. Место Беллы Маневич в истории «Ленфильма» уникально, его не описать в нескольких словах. Последнее, что я от нее слышал, – слова по телефону: «Учти, я буду следить за тобой и за твоей картиной». Речь шла о новом фильме про императора Павла, съемки скоро начнутся. Она считала необходимым следить за работой каждого из нас, опекать. Если бы таких людей было больше – мы жили бы полнокровнее и справедливее. И в искусстве тоже» – говорил Виталий Мельников, режиссер.

«В третий раз – это было совсем коротко, и потому я иногда думаю: “А может, мне показалось.” Мы встретились на какой-то вечеринке в начале лета 41- го. Пили чай с пирогом, испеченным кем-то из девочек, немного спорили, читали стихи, танцевали, потом пошли гулять. Нам обеим захотелось идти чуть в стороне от других ребят. Ее звали Белла Маневич. О чем мы говорили тогда – не помню. Ничего. мы гуляли долго. Где-то на набережной отбились от своей компании. Долго расставаясь на углу Невского и Гоголя, сговорились встретиться в воскресенье. больше мы не виделись. В воскресенье была война.

В 50-х – 60-х годах я часто, потом реже видела ее имя в титрах ленинградских фильмов. Однажды я спросила про нее у одной приятельницы, работавшей редактором на студии “Ленфильм”. Да, жива, да, художник, очень способная. Да, это та самая Белла Маневич. Почему мы не разыскали друг друга! Не поверили себе? В дружбу? Странно! Так я прозевала третью дружбу. Но спасибо жизни и за две. Ведь бывает, что жизнь прошла и не было ни одной!» – писала Елена Боннэр в своей книге «Дочки-матери. Мемуары».

«На мой выбор профессии повлияло то, что у нас собиралась компания кинематографистов и больше всего из них мне нравилась семейная пара художников кино Исаак Каплан и Белла Маневич, — они были самые веселые, красивые, модно одетые, ироничные. Я с детства рисовал, бывал на студии, и это вылилось в выбор пути», – рассказывал Владимир Светозаров, художник кино.