На «Ленфильме» идет шумовое озвучание двух картин – полнометражного анимационного фильма «КинДзаДза-дза!» (режиссеры-постановщики Татьяна Ильина и Георгий Данелия, производство киностудии «СТВ»), и фильма-катастрофы «Метро» (реж. Антон Мегердичев, продюсерская фирма «Профит»)
«Шумит» в этих картинах один человек – Сергей Фигнер, знаменитый ленфильмовский специалист по созданию шумов в кино. Он знает, как сымитировать любой звук – от простого удара в челюсть до скрипа ржавого космолёта.
Новые звуки в его практике попадаются редко.
- «КинДзаДза-дза!» в этом плане – картина необычная, все звуки здесь инопланетные, рассказывает Сергей. – Особенность заключается в том, что в этой истории много песка и много железа. Звучат необычные механизмы, рычаги. А так, в большинстве фильмов и сериалов звуки бытовые – все то, что мы слышим в повседневной жизни.
Вторая картина – “Метро” про катастрофу в подземке. Тут тоже звуки далеко не повседневные – мощные потоки воды, прорывающейся в тоннель, – но, по крайней мере, земные. Сергей имитирует подземное буйство стихии в небольшой ванне с водой. Правда, если требуется какой-то масштабный звук, который в тон-ателье никак не изобразить, то запись берется из фонотеки. С помощью саунд-дизайна этот звук могут несколько подкорректировать, подогнать под кадр.
Рабочее место специалиста по шумам выглядит так: большой экран, на котором висит кадр из фильма, микрофон, а вокруг – непостижимое нагромождение предметов. На полу – песок и битое стекло, железные листы (для шагов). Банки, склянки, посуда из разных материалов, целая коллекция обуви, кирпичи, замки, коляски, весы…
В отдельной кладовой у Сергея в тишине ждут своего момента подать голос потенциальные шумы на все случаи жизни – отдельно разложены деревянные, металлические, пластиковые предметы.
Тут есть все на свете, от пишущих машинок и музыкальных инструментов до разноразмерных бочек, а также предметов, которые иначе как «деревяха», «колобаха», «железяка с колёсиками» не назовешь.
На мультик отведено около 150 часов работы – чтобы получить два часа экранного времени. Одними из самых масштабных картин были 9 рота (270 часов работы) и обитаемый остров (360 часов), картины Алексея Германа, который очень тщательно подходит ко всем этапам работы, и шумовое озвучание – не исключение.
- Звук на всех этих картинах них сложный, многослойный: звучит оружие, шаги, поскрипывает амуниция, свистят пули…
Обычно работа идет при участии трех человек: Сергея Фигнера, который собственноручно извлекает звуки, а также звукорежиссера и его ассистента. Изредка бывает, что хочет присутствовать режиссер фильма – если у него особые требования, например, он задумал звук, возникающий где-то за кадром, о котором по картинке шумовик догадаться не может, – или же если режиссер начинающий: никаких спец. требований у него нет, просто очень интересно посмотреть, как это делается.
Новые цифровые технологии, с одной стороны, облегчили работу – раньше, при плёнке, техническая сторона процесса записи очень трудоемкой. Но в то же время звук DOLBY требует куда более тонкой проработки, зритель в кинотеатре должен слышать каждую мелочь, – и, так как звуков приходится записывать больше, общее время работы по сравнению с эпохой плёнки не сократилось.
Сейчас Фигнер трудится в будке, специально построенной внутри Большого тон-ателье, где некогда записывали симфонические оркестры.
Здесь работа надежно защищена от нашествия внешних звуков. Над его старым местом работы стали записывать
музыку – и в маленькое “шумовое” тон-ателье начали прорываться басы и особо громкие ноты. По Кронверкскому проспекту гремят трамваи, а в батареях с началом сезона журчит вода – и Сергей вынужден быть 1, 5 года работать по ночам.