Поделиться новостью —

Читайте также

13 Мая 2025

Новый курс от Учебного центра «Ленфильма»: «Работа актёра в кадре» с оператором Максимом Волохом

09 Мая 2025

Герои Ленфильма

09 Мая 2025

С Днём Победы!

К списку новостей

Умер Алексей Герман

21 Февраля 2013

Умер Алексей Герман. Выдающийся кинорежиссер, создавший свой
особый художественный мир, фильмы которого навсегда изменили облик российского
кино, привнеся в него иные эстетические ориентиры и наполнив его иными
философскими ценностями.


Путь его первых фильмов к экрану был тернист, но,
появившись, они оказали сильное влияние на отечественное кино. «20 дней без
войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!», и
другие его фильмы не раз были отмечены наградами, о них написаны книги…

Алексею было присуще глубокое чувство юмора, это был человек
глубокой культуры и таланта. Вскоре выйдет на экраны его последний фильм,
которого долго ждет зритель. А еще Алексей Герман был яркой личностью,
художником-трибуном, он откликался на все события в нашей стране, переживал за
судьбу «Ленфильма». У него много учеников, вышедших из Мастерской первого и
экспериментального фильма, которую он возглавлял. Его имя, его творчество
останутся в истории отечественной культуры.

Мы приносим глубочайшие соболезнования семье Алексея
Юрьевича, его супруге  Светлане Игоревне,
сыну Алексею.

Это огромная утрата для всех нас, для нашего кинематографа.
Теперь нам остались только его фильмы.

Эдуард Пичугин

Генеральный директор киностудии «Ленфильм»


Алексей Герман-младший: “Картина “Трудно быть богом” фактически завершена, “Ленфильм” спасен”


“Последний раз, когда я его видел в сознании, он диктовал письмо в поддержку киностудии “Ленфильм”. Студии, где он проработал всю жизнь и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья, – написал сын режиссера. – Для меня отец всегда был образцом достоинства, нестяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача. Верил во что-то иное, чем в то, что сейчас стало основным”.
Он отметил, что в преддверии многочисленных статей об отце, которые выйдут в ближайшие дни, считает необходимым прояснить некоторые вещи.
“Картина “Трудно быть богом” фактически завершена. Осталось только перезапись звука. Все остальное готово. Она будет закончена в обозримое время. Этот фильм отец снимал уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни. Картина не снималась на государственные деньги.
Так получилось, что пока отец был здоров, вокруг крутилось множество киношников. Потом когда он заболел, какая-то часть исчезла. Просто пропали. Он стал не очень нужен. Сгинули многие из тех, кому он помогал и советовал. Те, кто благодаря его советам получали престижные премии за документальные фильмы об аутистах, получали возможность снимать кино и многое другое. Они все сами знают. Поэтому большая просьба не заниматься пиаром в газетах с фальшивыми соболезнованиями и не приходить на похороны. Просьба распространяется и на тех, кто врал о том, что отцу принадлежит какая-то часть студии “Ленфильм”. Пусть это останется на их совести. Главное, что с нами осталось множество друзей. Что студию “Ленфильм” не распродали на земельные участки. И то, что фильм “Трудно быть богом” будет закончен. И это будет прекрасное и честное кино.
Отец прожил свою жизнь достойно. Не предал своих идеалов. Не продался. Не поменял себя на суету. Верю, что он ушел в лучший мир”.

 

Сергей Снежкин:

“Ушел большой художник. Особый человек. На мой взгляд, человек
масштаба европейского возрождения. Я по первому образованию живописец и
фигура Германа, в лучших своих проявлениях, соединяется для меня именно с эпохой Возрождения. И по масштабу, и по трагизму, и по многофигурности
его произведений. Пройдет время и мы будем думать, что делать дальше,
как жить. Потому что Герман при всей своей сложности и
бескомпромиссности был той плотиной, которая сдерживала многие
негативные явления и в нашей жизни, и в нашем кино. Очень жалко, очень
жалко.”

 

Виталий Мельников:

“Алексей был в искусстве человеком неистовым. Он постоянно терзал
себя стремлением докопаться до сути явлений, никому не давал спокойной
жизни, был одержим желанием сказать, сказать, сказать о том, что мучило, беспокоило его как художника.

То, что сделал Алексей Герман, останется жить в его фильмах вместе со зрителями новых поколений, которые соприкоснутся с жизнью и драмой его
героев”

 

Эдуард Пичугин:

“Алексей Герман-старший был не просто выдающимся кинорежиссером, создавшим свой особенный художественный мир, но и душой «Ленфильмa». Он был настоящий художественный руководитель студии. И для нас это большая потеря. Последние напутствия его в ушах стоят. Я помню, когда зашел разговор о том, чтобы я занял пост директора студии, он сказал: “Если вы откажетесь, вы будете жабой”.
Очень тонкий юмор гениальный, абсолютно гениальные его фразы, реплики, суждения, очень острый язык, необычайно добрый человек, такая глыба. Когда он болел, Светлана Игоревна круглосуточно находилась в больнице, мы советовались с ней, обсуждали часто вопросы — почти каждый день созванивались. Алексей Юрьевич всегда свои комментарии давал. Мы со Светланой разговаривали по телефону, а он на втором плане комментирует”

(из интервью РИА-Новости) 







ГЕРМАН Алексей Юрьевич

 

Народный артист России (1998).

Родился 20 июля 1938 г. в Ленинграде.

В 1960 г. окончил режиссерский факультет

Ленинградского театрального института

им. Островского (мастерская А. Музиля).

Работал режиссером в Смоленском

драматическом театре, БДТ им. Горького.

С 1964 г. – режиссер к/с “Ленфильм”.

С 1990 г. – художественный руководитель

Студии первого и экспериментального фильма

(СПиЭФ). С 1998 г. ведет режиссерскую

мастерскую на ВКСР ( совм. с С.Кармалитой).

Премия “Триумф” (1998).

Премия им. В.Высоцкого (1998).

Премия им. С.Довлатова (1998).

Орден “За заслуги перед Отечеством”

IV степени (1998).

 

 

Фильмография

 

1967 Седьмой спутник

(совм. с Г.Ароновым)

1971 Операция “С Новым годом”

(вып. в 85 – Проверка на дорогах )

1976 Двадцать дней без войны

1977 Садись рядом, Мишка!

(авт.сц.совм. с С.
Кармалитой)

1979 Рафферти (тв; акт.)

1980 Сергей Иванович уходит

на пенсию (акт.)

1981 Личная жизнь директора

(тв;акт.)

1984 Мой друг Иван Лапшин

1989 Канувшее время (акт.)

1991 Гибель Отрара

(авт.сц.совм. с
С.Кармалитой)

1994 Замок (акт.)

1995 Мания Жизели (акт.);

Сергей Эйзенштейн.

Автобиография

(неигр.;акт.);

Трофимъ (к/м в к/а

Прибытие поезда; акт.)

1998 Хрусталев машину!

(авт.сц.совм. с
С.Кармалитой,реж.)

 

В производстве:

Трудно быть богом

(авт.сц.совм. с
С.Кармалитой ,реж.; в произв.)

 

Призы и награды

 

1986 Гос. премия РСФСР

им. бр. Васильевых

(Мой друг Иван Лапшин);

Приз “Бронзовый Леопард”,

Приз FIPRESCI,

Приз Э. Артариа

на МКФ в Локарно

(Мой друг Иван Лапшин)

1987 Премия критики

на МКФ в Роттердаме

(Двадцать дней без войны,

Проверка на дорогах,

Мой друг Иван Лапшин)

1988 Гос. Премия СССР

(Проверка на дорогах)

1992 Премия “Золотой Овен”

(Хрусталев, машину!);

Премия “Ника” за лучшую

режиссерскую работу

(Хрусталев, машину!)