Главный вход на легендарную киностудию “Ленфильм”, его фасад, окутан строительной сеткой. Идет реконструкция. А что происходит внутри? Генеральный директор киностудии Эдуард Пичугин рассказал корреспонденту “РГ”, как возрождается “Ленфильм”.
Скептики до сих пор не верят, что “Ленфильм” возродится…
Эдуард Пичугин: Давайте вспомним, что здесь было два года назад. Бренд, долги и старая техника. Нашей команде досталось незавидное наследство: с советских времен на “Ленфильме” ничего не ремонтировалось, все только изнашивалось – комплекс зданий, сети, техника.
Чтобы как-то выживать, студия многое распродавала, в том числе автотранспорт, здания и земли. Несколько лет не велось собственное кинопроизводство. В 2010 году студия должна была завершить три картины, они “зависли”, цеха не работали. Плюс заблокированные счета, большое количество проигранных судов.
Было принято решение президента и правительства России о сохранении киностудии от дальнейшего разрушения и о ее возрождении. В нашем понимании это значит: не только возродить студийный комплекс, отремонтировать павильоны, привезти новые камеры, светотехнику, создать автопарк и т.д.
“Ленфильм” прежде всего – производящая компания, и наша задача – наладить кинопроизводство, создать собственный сценарный портфель с целью дальнейшего приумножения “золотой коллекции” фильмов киностудии. Из 1700 картин, которые здесь были сняты за почти столетнюю жизнь, больше 100 входят в “золотую коллекцию”, они постоянно востребованы телеканалами, каждую неделю тот или иной фильм показывают по ТВ.
Нам удалось стабилизировать экономическую ситуацию на студии. Стали приводить в порядок цеха. Восстановили всю цепочку кинопроизводства. Уже видны результаты. Больше нет просроченной задолженности, выросла доходность, что позволяет чувствовать себя уверенно. Сейчас возрождаем пост-продакшн и цех визуальных эффектов, которые создаются фактически с нуля.
Из 1700 картин, которые здесь были сняты за почти столетнюю жизнь, больше 100 входят в “золотую коллекцию”, каждую неделю тот или иной фильм показывают по ТВ
Три “долговых” фильма мы закончили. Один из них – “Дар” Сергея Карандашова по мотивам повести-сказки Александра Курляндского “Моя бабушка- ведьма” – уже путешествует по кинофестивалям.
Мы подписали соглашение о сотрудничестве с итальянской компанией Cinemeccanica, одной из старейших в мире по производству кинооборудования, сотрудничающей с разными европейскими киностудиями, в том числе и знаменитой итальянской студией Cinecitta, которая сейчас так же, как и петербургская киностудия, модернизируется и, к слову, тоже расположена в историческом центре города.
Актеры говорят, что теперь на “Ленфильме” роскошные гримерные комнаты…
Эдуард Пичугин: Одни гримерки мы отремонтировали и переоборудовали, другие построили заново. Скоро в Америке закупим гримвагены – гримерные трейлеры для работы групп “на натуре”, настоящие дома на колесах. В Петербурге такой техники еще не было. Сейчас идет реконструкция легендарного студийного кафе, сердца “Ленфильма”, где всегда собирались кинематографисты и проводили время в перерывах между съемками, озвучаниями, где снимался фильм “Голос” Ильи Авербаха, а недавно – “Следователь Тихонов” Сергея Снежкина.
В ближайшем будущем изменится и главный корпус студии. Знаменитое здание с колоннами не задействовано в производстве, там расположатся музей, кинозал, кафе, магазин с сувенирами нашей студии. Приведем в порядок и сквер, в гараже появится раритетный автотранспорт, который снимался в кино, и посетителям можно будет посидеть за рулем. “Ленфильм” станет доступным для туристов, они смогут познакомиться с историей ленинградского-петербургского кино. Мы надеемся, все это поможет вернуть городу и зрителям знаменитый бренд “Ленфильма” – одного из символов Санкт-Петербурга.
Напротив киностудии мы построили киноцентр “Великан Парк”, ориентируясь на семейные просмотры и фестивальные проекты. В Александровском парке, любимом месте прогулок и отдыха петербуржцев и гостей города, образовался уникальный культурный кластер: кинофестивальный центр “Великан” (там 6 залов), театр-фестиваль “Балтийский дом”, “Мюзик-Холл”, Планетарий, 10-й корпус “Ленфильма”.
Мы хотим выйти за пределы своих стен и участвовать в различных городских мероприятиях. Сегодня уже тесно сотрудничаем с театрами города, вместе разрабатываем несколько проектов. В сентябре планируем открыть в Александровском парке улицу Шекспира, по аналогии с Итальянской улицей Санкт-Петербурга, которую художники “Ленфильма” декорировали под блокадный Ленинград и улицу Хармса в дни празднования 70-летия снятия блокады.
“Ленфильм” – настоящая кинофабрика, на которой существовали творческие объединения, снимались фильмы разных жанров – мелодрамы, драмы и детективы, детские, документальные, телевизионные, был худсовет. А как сейчас обстоят дела с творчеством?
Эдуард Пичугин: Мы создали художественный совет, в него вошли киновед Армен Медведев, сценаристы – главный редактор нашей киностудии Светлана Кармалита, Александр Файн, продюсер Сергей Сельянов, режиссеры Алексей Герман-младший, Александр Игудин, Сергей Снежкин, Евгений Татарский. Создали дочернюю компанию – “Продюсерский центр “Ленфильм”, который занимается собственными кинопроектами студии. Теперь у нас есть экспертный совет. Организовано сотрудничество с лучшими мастерами кинопроизводства – специалистами технических и творческих профессий.
Мы формируем свой сценарный “портфель”. Так, совместно с петербургским писателем Леонидом Юзефовичем разработали исторический, приключенческий проект “Контрибуция”. Снимать фильм будет наш режиссер Сергей Снежкин, закончивший, к слову, сейчас на “Ленфильме” съемки телесериала “Следователь Тихонов” (по мотивам романа братьев Вайнеров “Визит к Минотавру”).
Так что все стало возможным – при поддержке Министерства культуры, питерской художественной среды и главное – самих ленфильмовцев. У нас сейчас все павильоны расписаны до конца года. Студия востребована, предоставляет свои услуги. Несколько проектов осуществляют у нас телеканалы – Первый, “Россия”. К слову, “Следователь Тихонов” продюсеры планировали снимать в Минске, а в результате с удовольствием отработали у нас в павильонах, превратили в съемочную площадку даже студийный двор и сквер и уже готовятся к следующему блоку.
“Ленфильм” станет доступным для туристов, они смогут познакомиться с историей ленинградского-петербургского кино
Больше месяца продолжались в одном из павильонов съемки масштабного сериала “Екатерина Великая” (режиссер Игорь Зайцев), для него специалисты цеха декоративных сооружений построили интерьеры императорского дворца и других объектов. Всего сейчас в работе 10 проектов. Запустили собственное производство.
Режиссер Александра Стреляная закончила съемки сказки “Самый рыжий лис” по своему сценарию, приступил к работе молодой режиссер Илья Северов, ученик Константина Лопушанского. Его дебют – мелодрама с элементами комедии “Трек” по сценарию Сергея Снежкина. Оба фильма поддержало Министерство культуры РФ.
В сложные времена люди уходили со студии – в поисках лучшей жизни. Откуда вы сейчас черпаете кадры?
Эдуард Пичугин: Приняли в коллектив талантливую молодежь и вернули многих, покинувших “Ленфильм”, опытных профессионалов. Занялись подготовкой кадров. Одна из проблем кинообразования – отсутствие практики. Я преподаю во ВГИКе, и у нас есть договоренность с ректором Владимиром Малышевым о том, что студенты по рекомендации мастера будут проходить на нашей студии практику, стажировку.
Совместно с Санкт-Петербургским университетом кино и телевидения открываем на киностудии базовую кафедру “Управление процессами кинопроизводства”, что позволит нам увеличить штат профессионалов, а студентам – получить работу после обучения. Преподавать будут университетские педагоги и ленфильмовские мастера.
Каким жанрам на студии будет отдано предпочтение?
Эдуард Пичугин: Разным. Планируем делать развлекательное, музыкальное кино, телевизионное, документальное и даже анимационное. Режиссер Виктор Бутурлин будет снимать полнометражный документальный фильм о войне “Одна на всех”. На рассмотрении в Фонде кино “Ленинградский вальс”, фильм о блокаде по сценарию Аркадия Высоцкого, полный метр, режиссер Владимир Котт.
Мы задумали большой международный проект (с участием Туниса) об эскадре черноморского флота, которая в 20-е годы 20 века ушла из порта Севастополя в тунисский город Бизерта. Несколько интересных сценариев разработал писатель, сценарист Александр Файн. Это человеческие истории, которых так сегодня не хватает в кинематографе. С крепкой драматургией, они могут претендовать на зрительский интерес так же, как истории из “золотой коллекции” “Ленфильма”.
Готовимся к юбилею Великой Победы. Планируем провести форум, в рамках которого пройдет фестиваль документальных фильмов о войне. “Ленфильм” создал более 60 картин о войне, среди них легендарные художественные ленты “Блокада”, “Женя, Женечка и Катюша”, “Зеленые цепочки”, фильмы Алексея Германа, Семена Арановича.
Получил финансовую поддержку Министерства культуры России киноальманах “Петербург. Категория чувств”. Его идея принадлежит Сергею Сельянову, главе кинокомпании СТВ. Художественный руководитель этого международного проекта – Федор Бондарчук, председатель совета директоров “Ленфильма”. Альманах объединит десять новелл о современной Северной столице. Среди режиссеров – Игорь Волошин, Авдотья Смирнова, Бакур Бакурадзе, Тимур Бекмамбетов, Ильмар Рааг, Рэйф Файнс.
Еще одна функция “Ленфильма” – дистрибуция. Мы занимались прокатом в кинотеатрах фильма Алексея Германа “Трудно быть Богом”. Будем заниматься прокатом собственных картин. В сентябре на экраны выйдет наш фильм “Дар” режиссера Сергея Карандашова.
Российская газета – http://www.rg.ru/2014/08/14/reg-szfo/lenfilm.html
Текст: Светлана Мазурова