Поделиться новостью —

Читайте также

25 Декабря 2024

Премьерный показ «Мегалополиса»

24 Декабря 2024

В Пятом павильоне создается новая инсталляция

24 Декабря 2024

Вспоминая Михаила Водяного

К списку новостей

Сквозь призму Тарковского

24 Июля 2015

В Пятом павильоне «Ленфильма» работают будущие режиссеры и художники – студенты СПБГУ КиТ из мастерской Народного артиста РФ Сергея Снежкина.

Они выполняют одно из заданий своего наставника – снимают собственную короткометражку. Режиссером выступает один из студентов – Владимир Захаренко. С ним нам удалось побеседовать о проекте.

Съемки студенческой короткометражки на &)/files/local/derived/News/h0000/8220/348d11be1f5bb54d3a21eb3ef622bcaed0b0449f.Deco.TextileImg.jpg?1471527027!;Ленфильме”

Хоть картина и учебная, в ней все по-настоящему. В павильоне построена деревенская изба. Актеры облачены в древнерусские одежды. Декорации построил Дмитрий Татарников, работавший ассистентом художника на фильме «Контрибуция».

Костюмы и реквизит предоставила киностудия «Ленфильм».

- Этот проект – задание Сергея Снежкина, – рассказывает Владимир Захаренко. – Мы должны снять короткий фильм в стиле Тарковского. Тут нет никакой пародии. Как в академиях живописи студенты в течение нескольких лет копируют полотна великих мастеров, так и кинематографисты, чтобы освоить профессию, начинают с подражания великим режиссерам. При этом наша задача не просто снять так, чтобы работа напоминала известные всем шедевры. Важно осмыслить художественные принципы и приемы монтажа, движения камеры, игру актеров. Главное не бездумно воссоздать сцену из фильма, а понять, почему режиссер снял ее именно так.

По времени фильм должен быть коротким – 4-5 минут. Помните сцену из фильма «Андрей Рублев»: к Андрею приходит посланник с известием о том, что Феофан зовет его расписывать храм в Москве? Андрей живет в Адрониковом монастыре, он формирующийся мастер, у него уже есть подмастерья. И он должен принять непростое решение – по сути, все бросить и начать все заново. Сможет ли он справиться с новым сложным делом?

– Владимир, насколько такие задания помогают в будущей профессии?

- При всей кажущейся простоте подобных задач нередки случаи, когда, посмотрев снятый студентами материал, наставник говорит: «Не принято!». Значит, надо переснимать. Искать, где допустил ошибку? И снова, и снова погружаться в фильм, который взят за образец. На экране фальшь заметна сразу. Не случайно у великих мастеров, таких как Тарковский, чрезвычайно тщательно выверена драматургия. Каждая сцена с одной стороны самодостаточна, но вместе они создают единый живой организм фильма. И если ты начинаешь это чувствовать, постепенно раскрывается и вся магия кинодействия. Становится понятно, кто твои герои, в какое время и в какой обстановке они жили. Это очень важно для будущего режиссера – вырабатывать профессиональный инструментарий. Увидеть картину изнутри. Докопаться до сути – как это делается? И какая радость, когда твой наставник, наконец, говорит: «Принято!»

– Сложно ли учиться у Сергея Снежкина?

- Сергей Олегович – очень требовательный мастер. Он постоянно заставляет нас преодолевать, прежде всего, самих себя. Ведь очень много соблазнов идти по легкому пути. Несведущий человек скажет: а что такого? Построили декорацию, облачили актеров в костюмы, они произнесли свои монологи и диалоги. Все это сняли на камеру… Посмотрели – а кино нет! Куда же все делось? А это и есть главный вопрос. Никакие подсказки и заготовки, «приемчики» и «секретики» тут на выручку не придут. Каждый художник должен придумать что-то свое. И в этом ему никто не поможет. В том-то и заключается мудрость нашего наставника, что он из нас делает не «профи», которые, как принято говорить, «набили руку» и теперь им все нипочем. Сергей Олегович всеми силами добивается воспитать в нас художников, которые через приобретенный опыт, ошибки и неудачи создают собственный мир.

– Многие студенты работали и на картинах самого Сергея Снежкина. Вы тоже?

- Да, на его картине «Контрибуция» многие студенты прошли стажировку. И эта работа потребовала всего, чему мы успели научиться и даже более того. Огромная была ответственность. Ведь на съемках все по-настоящему. Ошибка приводит к срыву всего процесса, а это труд десятков, иногда сотен людей. Право подвести своего мастера мы воспринимали как предательство. Зато на «Контрибуции» нам повезло пройти настоящую школу. Сергей Олегович на съемочной площадке – такой, каким и должен быть настоящий режиссер. Неизменно на его проектах все только так, как он задумал. На съемочной площадке может быть только один лидер. И если, не дай бог, режиссер не смог взять на себя это бремя, судьба будущего фильма становится неопределенной…

В съемках студенческой короткометражки принимает участие известный актер театра и кино, Народный артист России Валерий Кухарешин. Что подвигло помочь начинающим кинематографистам? Ведь съемки отнимают время, силы, энергию. На этот вопрос ответил сам актер.

- Я работаю со студентами уже не в первый раз. Надо не только о себе думать, но и помогать другим. Я ведь тоже был студентом и помню, как мы принимали участие в постановках будущих режиссеров, и знаю насколько это важно и нужно. Если у меня есть минутка, то всегда я иду на встречу. Естественно, многое зависит от того, что хочет снимать будущий режиссер и от того, чего он хочет достичь своей работой. Владимир Захаренко – ученик Сергея Снежкина, которого я люблю и у которого неоднократно снимался. Материал короткометражки – замечательный. А еще раз вспомнить творчество Андрея Тарковского, по-моему, – здорово.