10 ноября 1985 года на экраны вышел фильм «Порох» режиссера Виктора Аристова.
В основе фильма – реальный факт из истории обороны Ленинграда, когда осенью 1941 года небольшой отряд доставил из Кронштадта под огнем вражеской артиллерии и налетами авиации порох, необходимый для обороны города.
Главный конфликт картины — военного времени и человека. Вернее, человека и военного времени. Юрию Беляеву, сыгравшему Никонова, удалось создать портрет героя, сосредоточенного на главном настолько, что внешне он остается спокойно-равнодушен почти ко всему, что не касается войны. Мелочные проблемы других людей его не беспокоят. Чтобы преодолеть в себе эту жесткость, герою пришлось пройти через Кронштадтское побоище. Его смягчение в финале – его заслуга и награда.
Важно отметить, что режиссер уделил огромное внимание деталям, создавая атмосферу достоверности. Кстати, достигается она в том числе с помощью ручной камеры, часто смотрящей глазами героя или, по крайней мере, двигающейся за ним долгое время. Таким образом создается эффект присутствия.
Название фильма целиком оправдывает не только сюжетную линию, но и структуру картины. Каждый эпизод фильма — это бочка с порохом, которая вот-вот громыхнет. Таков и характер самого Никонова, он в любую секунду готов взорваться. Таким образом, внутри картины создается колоссальное нервное напряжение, которое заряжает зрителя на активное сопереживание героям и доставляет удовольствие. Тем ценнее жизнеутверждающие слова Никонова, сказанные ближе к финалу: «Я хотел бы родиться там, где я родился. А сейчас хочу быть в Кронштадте, хочу привезти порох. И буду счастлив!».