21 февраля 2013 года не стало режиссера Алексея Германа-старшего. А вчера, 20 февраля, в легендарном кафе «Ленфильма» об Алексее Юрьевиче вспоминали близкие, друзья, коллеги, почитатели его яркого таланта. Случай для этого выдался особый – из печати вышла новая книга историка, киноведа и режиссера Александра Николаевича Позднякова – «Большой Герман».
Книгу издали – «Киностудия КиноМельница» и «Ленфильм» при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга.
Автор – историк и писатель Александр Поздняков, книга которого «Листья аканта» несколько лет назад была удостоена премии гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». Свой труд автор характеризует не как искусствоведческое исследование, а как зарисовки и воспоминания о жизни великого режиссера. В книгу Александра Николаевича легли монтажные записи из фильмов автора «Герман. По ту сторону камеры» и «Свет в павильоне», статьи и интервью автора с Алексеем Германом разных лет, другие материалы.
Специально для этого сборника автор беседовал с близкими Германа, коллегами по работе, друзьями. Впервые публикуются редкие фотографии из семейного архива, наброски и черновики, эскизы к фильмам, шаржи и многое другое. Особый интерес представляет воспроизведенное в книге факсимиле сценария «Генерал» с собственноручной правкой мастера.
Книгу наглядно иллюстрируют фотографии, рассказы и, конечно, воспоминания самых близких Большому Герману людей. Многие из них пришли на презентацию книги – жена и постоянный соавтор Алексея Германа Светлана Кармалита, депутат и актриса Анастасия Мельникова и ее мама Елена Олеговна, поделившаяся уникальными воспоминаниями о Германе, режиссер и телеведущий Сергей Шолохов, художники Владимир Светозаров, Екатерина Шапкайц, Виктор Тихомиров, каскадер Александр Массарский, поэт Андрей Чернов, художник Нугзар Мгалоблишвили и многие-многие другие.
Большой Герман занимает особое место в истории отечественного кино. Его черно-белые фильмы обладают характерным узнаваемым стилем, у него снимались не только актеры, но и простые люди, что придавало лентам режиссера особую достоверность. Алексей Герман уделял особое внимание к деталям костюма, интерьера, грима, скрупулезно воссоздавал эпоху, о которой рассказывал в кино.
«Он переживал то, что происходит в нашей жизни, он был ее частью. Ему близок был Федерико Феллини – человек, который подтрунивал над самим собой и окружающей жизнью. И Герман был таким человеком, от праздного любопытства он скрывался за стеной своего неподрожаемого юмора и самоиронии.
Признание Алексею Юрьевичу Герману принесли фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!», «Трудно быть Богом» и другие.
Книгу об Алексее Германе можно эксклюзивно приобрести в сувенирном киоске киноцентра «Ленфильм».