Удивительно, но о Ленинградской блокаде снято не так уж много фильмов. Всего около десяти. Самым значительным из них стала киноэпопея «Блокада». Ее Михаил Ершов снимал около 7 лет.
Эпопею создавали мастера, не понаслышке знающие, что такое блокада и война. В основу был положен одноименный роман Александра Чаковского. Писатель в годы войны работал в газете Волховского фронта «Фронтовая правда», и хотя она выходила по другую сторону вражеского кольца, часто отправлялся в командировки в осажденный город. Режиссер киноэпопеи Михаил Ершов воевал на фронтах Великой Отечественной, участвовал в штурме Берлина.
Работу над фильмом курировал лично первый секретарь Ленинградского обкома Григорий Романов. В Смольном хотели видеть на экране героизм и преданность большевистским идеалам. А режиссер стремился показать прежде всего людей, которые страдали, голодали, но выстояли и победили.
В фильме воспроизведена знаменитая фотография блокадной поры, на которой запечатлен истощенный голодом ленинградец с куском хлеба. Эту роль сыграл Сергей Филиппов, после чего закрепилось мнение, что это именно он изображен на снимке. На самом деле в годы войны актер с Театром Комедии находился в эвакуации в Душанбе.
ПОМОГАЛ ДУХ ГОРОДА
Батальные сцены снимались на полигоне под Кавголово. Чтобы воплотить на экране взрыв во время вражеского обстрела дома, в съемках задействовали реальные взрывные работы, проходившие в то время в Ленинграде на пл. Мира.
Но даже под покровительством всесильного Романова возможности «Ленфильма» были куда скромнее, чем у московских коллег. Участники группы фильма «Блокада» говорят, что Юрий Озеров на съемках киноэпопеи «Освобождение», как и Сергей Бондарчук на «Войне и мире», использовал по семь-девять камер. В распоряжении Ершова было максимум две. Но и этими средствами он сумел создать грандиозные по масштабам кадры.
Конечно, ему помогал и сам дух города. Для участия в съемках «Блокады» приходили тысячи людей, причем готовы были принимать участие в работе над картиной бесплатно, таким образом отдавая дань памяти своим родным и близким, погибшим в осажденном Ленинграде.
Когда режиссер снимает такой знаковый фильм, он постоянно ходит по лезвию ножа. Ассистент режиссера Татьяна Понасенкова вспоминает, что несколько раз была опасность, что Ершова снимут с картины. Романову, например, не понравилась сцена, в которой Жуков кричит на первого секретаря обкома Жданова. «Такого не могло быть!» – настаивал хозяин Смольного. Но режиссер отстоял свою точку зрения.
«ВОШЕЛ ГЕНЕРАЛ»
В киноэпопее играли советские звезды первой величины. Среди них и Михаил Ульянов. Он воплотил на экране образ маршала Жукова в 16 фильмах! Но самым удачным считал роль в «Блокаде». Любопытно, что сниматься у Ершова он не хотел. В то время ему дали самостоятельную постановку в театре, до премьеры оставалось 3 месяца – какие съемки, тем более в эпическом кинополотне! К уговорам Ульянова подключилась даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Ульянов согласился со скрипом, но выставил ультиматум: он готов работать 24 часа в сутки, но съемки должны пройти за неделю.
«И вот что значит большой актер, – рассказывает Татьяна Понасенкова. – Готовимся к сцене заседания Военсовета. Актеры в ожидании команды «Мотор!» болтают, рассказывают анекдоты. И вот появился Ульянов.
Сразу почувствовалось, что вошел генерал. Все умолкли и интуитивно даже встали…».
Еще Понасенковой запомнился случай, как один известный артист отказался гримироваться, пока ему не выплатят гонорар вперед. К нему подошел Ульянов, поздоровался за руку и сказал что-то типа: «Ты не выделывайся…» Через 15 минут тот актер уже был в кадре.
Киноэпопея «Блокада» состоит из 4 фильмов:
1. «Лужский рубеж»;
2. «Пулковский меридиан»;
3. «Ленинградский метроном»;
4. «Операция «Искра».
Режиссер: Михаил Ершов. Авторы сценария: Арнольд Витоль, Александр Чаковский. В главных ролях: Юрий Соломин, Евгений Лебедев, Лев Золотухин, Владислав Стржельчик.