«Ленфильм» продолжает онлайн-показы своей золотой коллекции. Одним из них стала комедия о героях Гражданской войны.
Идеей для фильма послужила заметка в газете «Известия» журналистки Ирины Волк, рассказывающая о комиссаре Алексее Бычкове. В 1920-е годы он был направлен на Чукотку и первым стал собирать пошлину с американских купцов, скупавших пушнину. Бычков заработал для РСФСР значительную сумму. Но на Крайнем Севере произошел белый переворот и Бычков, спасая народную валюту, вынужден был бежать…
КЕЙПТАУНОМ СТАЛ НАШ МОРСКОЙ ПОРТ
Никаких сомнений не было – фильм нужно снимать на Чукотке. Мельников с оператором Эдуардом Розовским и художником Марксэном Гаухманом-Свердловым отправились в бухту Провидения на заливе Святого Лаврентия. Но почти сразу стало понятно, что снимать на Чукотке невозможно. И дело не в суровом климате. В тундре негде было разместить многочисленную киногруппу, обеспечить питание и обогрев. В итоге Крайний Север снимали на Кольском полуострове.
Летнюю тундру снимали в Крыму под Судаком, который, как ни странно, больше всего походил на Чукотку в короткий бесснежный период. Сан-Франциско, куда героя завела судьба во время его одиссеи, снимали в Ленинграде. На проспекте Майорова (ныне – Вознесенском), там, где сейчас располагается один из корпусов Университета технологий и дизайна, вывесили «западную» рекламу и названия магазинов на английском. Кейптаун в ЮАР изображал Ленинградский морской порт.
«СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО!»
На роль бывшего царского чиновника Храмова режиссер очень хотел позвать Алексея Грибова, но робел… Вопреки опасениям, народный артист СССР с энтузиазмом согласился сниматься. Ему очень понравилась история. Ради нее он прошел немалые испытания.
Два раза в неделю Алексей Грибов должен был играть в Москве, во МХАТе, спектакль. С Кольского полуострова он летел в Ленинград, где у трапа его ждала машина, она везла его на «Красную стрелу». А утром, через день, встречала артиста у перрона, чтобы отвезти к трапу самолета, вылетающего на Кольский полуостров. Грибов был уже в годах, но ни разу не пожаловался. Роль комиссара Бычкова исполнил мало кому в то время известный молодой актер Михаил Кононов.
«Пробы Кононова были блестящими, но они-то и вызвали очередное смятение в худсовете. Героический комиссар в его исполнении судорожно метался и – в патетические моменты – срывался на щенячий визг. Как только не называли наши пробы! Но суть одна: «Это пародия на комиссара!» Мне велели актера заменить, а я медлил. Меж тем фильм запустили в производство. Начальство было готово снимать кого угодно, только бы картина была сдана вовремя. Руководство «Ленфильма» попросило меня сделать что-нибудь. Я сказал, что никакой катастрофы не вижу, но, для всеобщего успокоения, повторю пробы Кононова. В тот же день я просто-напросто выбрал и снял сцену, где герой по роли должен быть серьезнее, сдержаннее. «Совсем другое дело!» – обрадовались редакторы», – вспоминает Виталий Мельников.
БИЛЕТЫ НА ШТЫКАХ
Премьера в ленинградском Доме кино была пышная и театрализованная. У входа в зал и на контроле стояли красноармейцы с винтовками и примкнутыми к ним штыками. На штыки нанизывали пригласительные билеты, в которых было написано: «Мандат на кинопремьеру. Махорку не курить! На пол не плевать! Семечки не лузгать!»
За свою карьеру Виталий Мельников снял более двадцати фильмов, и все они стали классикой отечественного кино. Но «Начальник Чукотки» навсегда останется первым. За него режиссер получил уникальный и единственный в своем роде приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика». Образ главного героя стал нарицательным, фильм разобран на цитаты и по-прежнему любим зрителями.