В 1941 году на экраны вышел фильм «Маскарад» режиссера Сергея Герасимова, снятый по мотивам драмы М.Ю. Лермонтова. Фильм снимали к 100-летию со дня гибели поэта. Работа была выполнена в рекордно короткие сроки – всего за три с половиной месяца. Сегодня мы вспоминаем историю его создания и приглашаем на просмотр.
По сюжету «надменный баловень судьбы» Евгений Арбенин – страстный игрок, повеса, успевший все попробовать в жизни и во многом разочароваться – увидел прекрасную девушку, идеал чистоты и доброты, и женился на ней. Жизнь с Ниной дала ему покой, уединение, а главное – любовь. Но кругом оставались те, кого он унизил, разорил и растоптал. И вот – любовная интрига. Роковое стечение обстоятельств пробуждает в Арбенине жгучее чувство ревности, за несколько дней превращая его в злодея и убийцу. Яд, смертельные муки возлюбленной и доказательства ее невиновности, безумство и торжество слепого рока…
Съёмочная группа пошла по пути нового прочтения лермонтовского произведения, стремясь освободить образ Арбенина от театральных традиций. Перед постановщиком встала трудная задача — перевести драматическое, к тому же написанное в стихах, произведение на язык кино, найти соответствующий кинематографический эквивалент неизбежным текстовым сокращениям. Он пришел, вероятно, к наиболее эффективному решению. Непривычные для кинематографа длинные диалоги оживлялись внутрикадровым монтажом, «простыми физическими действиями», что придавало естественность поведению героя.
«Маскарад» — монодрама, произведение одного героя. Остальные персонажи фильма, талантливо воплощенные, составляют как бы фон для Арбенина. На главную роль пригласили Николая Мордвинова, который только закончил съемки в кинокартине «Богдан Хмельницкий». Казалось бы, что Николаю Мордвинову будет сложно перестроиться от образа гетмана в героя «Маскарада». Но актер сразу почувствовал насколько это «его» роль. С образом Арбенина он не расставался до конца своей жизни, продолжил играть его в Театре имени Моссовета. Именно роль Арбенинапринесла Мордвинову высшую в СССР награду — Ленинскую премию (1965).
Сохранилась история, как долго искали грим для Арбенина. Перепробовали десятки париков. Все были довольны, кроме актера. Художник Антон Анджан, создатель грима Чапаева, профессора Полежаева, Петра Первого и других образов, задал Мордвинову вопрос: каким вы видите Арбенина? Тот ответил: «Ну вот если бы у орла подбили крыло… То летел-парил, а то вдруг свисло крыло и летит орел кувырком на землю и знает, что через мгновение — смерть, а сделать ничего не может, висит крыло…» Подумав, Анджан чуть опустил на лоб как бы падающую прядь. И вдруг в портрете появился изначальный трагизм.
Съемки завершились перед самым началом войны 21 июня 1941 года. Вскоре начались страшные бомбежки и обстрелы Ленинграда. Многое из реквизита погибло, поэтому на киностудии очень ценят сохранившиеся вещи из этой картины. Теперь эти предметы временами демонстрируются в выставочном пространстве киноцентра «Ленфильм».
Например, сохранилось знаменитое кольцо героя Арбенина, в котором он хранил свой «заветный» яд. Когда Евгений осознал, что натворил, он с горечью в сердце бежал по парку, сжимая в руках шарф Нины. В киностудии сохранился шарф из этой картины, а также черная маскарадная маска – символы траура Евгения Арбенина по Нине.
Сам Мордвинов отмечал в дневнике: «Изматываюсь, волнуюсь, плачу, как будто все, что происходит, происходит лично со мной, как будто моя судьба решается. Я так сам перестал отличать, что мое, а что Арбенина. Признаться, иногда бывает тяжело и не под силу… Как будто медленно, но верно начинаю сходить с ума и всерьез».