Поделиться новостью —

Читайте также

12 Сентября 2025

«Дама с собачкой. Прочтение»: «Ленфильм» открывает выставку-оммаж Чехову, Хейфицу и их творениям

05 Сентября 2025

Cтартовали съемки комедийного сериала «Люба Управдом» с Ольгой Кузьминой

28 Августа 2025

День знаний на Ленфильме

К списку новостей

40-летие работы на студии у главной хранительницы костюмов и реквизита

31 Августа 2021

Съемки фильма тоже начинаются с вешалки. Именно костюмеры и реквизиторы превращают актеров в царей и крестьян, легендарных героев и знаменитых проходимцев. Одних только костюмов на «Ленфильме» более 150 тысяч единиц. А главный хранитель этих богатств – руководитель Цеха подготовки съемок Елизавета Алексеевна Пахомова в этом году отмечает 40-летие работы на студии.

Одежда разных времен дожидается своего звездного часа в «костюмерном участке» студии – трехэтажном здании площадью полторы тысячи квадратных метров в нескольких гардеробных: женском, мужском и военном. В каждом гардеробе плотными рядами висят всевозможные костюмы из известных фильмов. Это и платья, и пиджаки, и штаны, и юбки, и шляпы и многое другое. На каждую вещь заведено свое «Дело», в котором отмечена вся ее фильмография, когда и кем она была создана, а также рекомендации – в какой эпохе ее лучше использовать.

- Вот мундиры из фильма «Звезда пленительного счастья», а тут у нас стрельцы, – по-хозяйски рассказывает начальник цеха подготовки съемок Елизавета Пахомова.

Особая ее гордость – антикварная гардеробная. Здесь хранятся платья и фраки со столетней историей: из редких тканей, с ручной вышивкой и кружевами. Какую вещь ни возьми — раритет. Конечно, использовать их для съемок грешно. У них другая роль: они, свидетели эпохи, являются образцами для пошива новых костюмов. Уникальные коллекционные вещи также часто можно увидеть на крупных планах, там, где это нужно по сюжету.

- А вот это элегантное воздушное черное платье было сшито в 60-70 годах XIX века, – вспоминает Елизавета Алексеевна. – В начале 1990-х его мне принесла в платочке одна бабушка и попросила: «Доченька, может купишь его за что-нибудь!». Вот такие были времена… На съемки мы его не выдаем, конечно, — это образец для художников.

Часть реквизита киногруппы передают «Ленфильму» после завершения съемок. Некоторые вещи приносят сами петербуржцы. Современные вечерние платья, нужные для фильмов, художники кино иногда покупают в магазинах, находят в сэконд-хэндах. Но большинство костюмов на студии шьют сами.

Старожилы «Ленфильма» хорошо помнят случай с Элизабет Тейлор, которая в 1976 году приезжала в Ленинград на съемки первого в истории советско-американского проекта – детского фильма «Синяя птица». Тогда это было грандиозным культурно-политическим событием. В СССР голливудская дива прилетела на собственном самолете, с личными поваром и горничной. Два платья для мировой звезды сшила портниха киностудии.

- Когда Элизабет примерила готовое платье, она спросила, кто его шил? Актрису познакомили с нашей швеей Анной Соловьевой. И Тейлор полушутя – полусерьезно сказала: «Анна, я готова взять вас и вашу семью с собой. Вы будете моей модисткой!». Конечно, никто никуда не улетел. Но высокой оценкой гордился не только «Ленфильм», все советское кино! – вспоминает Елизавета Пахомова.

Платье американской звезды можно увидеть в музее «Ленфильма» вместе с другими знаменитыми нарядами. Среди них королевские одежды из «Гамлета», платье Людмилы Гурченко из «Соломенной шляпки», единственный сохранившийся камзол придворного из «Золушки» 1947 года.

Красуется там и мундир из фильма «Бедный, бедный Павел», в котором играл Олег Янковский. С ним связана своя история.

- К фильму всё шили быстро, с одной примеркой вместо двух. И вот ассистенты заметили, что Олег Янковский ходит в своем мундире и сутулится. Спросили: в чем же дело? «Жмет» – пожаловался Янковский. – «Что ж вы молчите?» – «Думал, что потерплю!», – скромно сказал народный артист СССР.

Костюмы популярны не только среди российских, но и среди зарубежных кинематографистов. Чаще всего иностранцы берут в аренду на студии поддевки, армяки, народные костюмы, штаны и рубахи из полотняной ткани.

- Для них это вообще фейерверк! У них таких тканей уже днем с огнем не сыщешь, – говорит Пахомова.

Срок службы костюма не ограничивается одним фильмом. Он, как правило, живет, пока не развалится. Впрочем, и после этого его могут реставрировать, перешить или использовать особо ценные части в других нарядах. На студии не принято ничего выбрасывать. К примеру, платье Марины Влади из фильма «Пьющие кровь» (сейчас оно выставлено в музее «Ленфильма»). В общем-то, обычное платье, но бижутерия к нему досталась в наследство от другого – сшитого еще в начале ХХ века.

Интересно, что главный костюмер «Ленфильма» в молодости даже и не думала работать в киноиндустрии. Около 40 лет назад Елизавета Пахомова вместе с друзьями по большому блату пришла посмотреть, как снимается кино. Попала на финальные кадры фильма «Правда лейтенанта Климова». Во время съемок девушка разговорилась с реквизитором, которая и предложила ей стать коллегой. Так совпало, что на тот момент Елизавета как раз думала кардинально поменять сферу деятельности. Училась она тогда в финансово-экономическом институте и работала на машиностроительном предприятии. А оказалась вскоре на киностудии. Ее дебютом в роли реквизитора стала картина Светланы Проскуриной «Родительский день».

Реквизит и костюмы «Ленфильма» – редчайшее собрание предметов без которого невозможно кино. Ленфильмовцы поздравляют Елизавету Алексеевну с 40-летием работы на студии и желают ей здоровья, успехов в работе, всего наилучшего в жизни.