Поделиться новостью —

Читайте также

21 Ноября 2024

«Ленфильм» участвует в Днях Санкт-Петербурга на Кубе

20 Ноября 2024

50 лет назад вышел фильм «Под каменным небом»

20 Ноября 2024

Стартует второй этап фестиваля «ПитерКиТ»

К списку новостей

Крис Маркер: отражения в зеркале российско-советской культуры

15 Декабря 2021

19 декабря в Директорском зале «Ленфильма» при поддержке Французского института в Санкт-Петербурге пройдет международная научная конференция «Крис Маркер: отражения в зеркале российско-советской культуры», которая будет транслироваться на youtube-канале киностудии. Она посвящена особому месту, которое Советская Россия занимала в кинематографе этого французского режиссера.

Этой стране, ее сложной истории и отдельным личностям посвящены такие фильмы Маркера, как «Письмо из Сибири» (1958), «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» (1999), «Поезд в пути», «Гробница Александра, или Последний большевик» (1993) и другие, но несмотря на это, именно в России наследие Маркера остается малоизвестным широкой публике и недостаточно изученным профессионалами. Данная конференция призвана исправить эту ситуацию. Российские и зарубежные исследователи наследия Криса Маркера расскажут, что связывало знаменитого кино-эссеиста с советским авангардом, Тарковским, Медведкиным и другими фигурами и аспектами русско-советской культуры, а также от том, какой след она оставила в его жизни и творчестве.

Рабочие языки конференции русский и французский. На конференции будет организован синхронный перевод.

Онлайн-трансляция на русском и французском языках пройдет на youtube-канале киностудии Ленфильм
https://www.youtube.com/channel/UCxRA30zJ2h9Cue_sInNUQlQ/featured

Организаторы: Французский институт в Санкт-Петербург, киностудия «Ленфильм».
Кураторы конференции: Алексей Артамонов, Дмитрий Фролов

Регистрация на конференцию: https://lenfilm-even-org.timepad.ru/event/1876512/

Расписание конференции

12:00-12:10 Вступительное слово (Алексей Артамонов, Дмитрий Фролов)

12:10-12:40 Кристиан Фейгельсон. Разные России Криса Маркера: близкие и далекие

Крис Маркер решил обратиться к нескольким важным историческим, социальным и эстетическим вопросам в своей работе с очень личной позиции, используя субъективность таким образом, чтобы сделать свои фильмы сложными и увлекательными. Эксперименты с новой формой кино позволили ему развить развить свои вопросы относительно объективности экранных образов, а его фильмы способствовали прояснению границ документального кино. От «Письма из Сибири» до фильмов «Гробница Александра, или Последний большевик» и «Один день из жизни Андрея Арсеньевича» Советский Союз и Россия оставались для Маркера полем экспериментов, позволяя понять темпоральность всех этих образов. Он сформировал взгляд на историю и память XX века в нелинейной, рефлексивной и интерактивной манере. Как писал Крис Маркер: «Иногда мы приходим к выводу, что Россия-мать просто не может быть проанализирована, подвергнута критике, разобрана, объяснена: она слишком сложная, слишком жестокая, слишком неуловимая, слишком парадоксальная, слишком легкомысленная… Иногда даже, к моему ужасу, ее невозможно любить. Но все же, да… о ней можно петь».

Кристиан Фейгельсон — социолог, исследователь кино и визуальной культуры, профессор киноискусства Университета Сорбонна-Нувель. Получил степень магистра политических наук и изучал русистику в Институте востоковедения (Париж), а также учился и получил степень доктора социологии в Университете Сорбонна-Нувель. Публиковался в различных киножурналах и написал многочисленные статьи и книги о кино, в том числе о Крисе Маркере. Читал лекции в различных университетах Европы, Азии, Америке, а также в Африке и на Ближнем Востоке.

12:40-13:10 Томас Тоде. Дзига Вертов — «другой Медведкин» глазами Маркера

Западноевропейское авторское кино всегда эстетически вдохновлялось советским киноавангардом 20-30-х годов прошлого века. В двух своих фильмах об Александре Медведкине Крис Маркер обращается к биографии Дзиги Вертова. В докладе ​​будут исследованы причины этого художественного решения и представлены детали встречи Томаса Тоде с Маркером в Москве в 1992 году. В тот момент каждый работал над своим фильмом: один о Вертове, другой — о Медведкине. Они вместе взяли интервью у Якова Толчана, работавшего с обоими советскими режиссерами.

Томас Тоде — историк кино, писатель, куратор и режиссер из Гамбурга. В область его профессионального интереса входит советский киноавангард, политическое документальное кино, городские симфонии и фильмы об архитектуре. Список его кураторских проектов включает «ФотоФильм!» (Тейт Модерн, Лондон, 2010; Национальная галерея искусств в Вашингтоне, 2012) и «Баухаус и кино» (Центр Барбикан, Лондон, 2012; Гамбург и Веймар, 2019). Автор книг о Крисе Маркере, Дзиге Вертове, Йохане ван дер Кёкене, а также о фильмах-эссе, фотофильмах и связи кино и Баухауса.

13:10-13:40 Венсан Жак. «Иные морализуют нас, Великие же позволяют нам жить свободно»: интерпретация Тарковского в творчестве Криса Маркера — от «Зоны» до «Одного дня из жизни Андрея Арсеньевича»

Темпоральное понятие «Зоны» в фильме Маркера «Без солнца» (1983) перекликается с пространственной «Зоной», разработанной Андреем Тарковским в «Сталкере» (1979): загадочное прохождение сквозь время соотносится со странной физической границей. «Классический образ концентрационного лагеря, но в силу странного переворота свобода оказывается внутри ограждения из колючей проволоки: человек бежит, чтобы пересечь его», — так Маркер описывает «Зону» в своем фильме «Один день из жизни Андрея Арсеньевича». Это очень личная картина об умирающем в Париже Тарковском и о его работе над своим последним фильмом «Жертвоприношение» (1986). Чтобы ухватить интеллектуальную и дружескую сопричастность российского и французского режиссеров, рассказ Венсана Жака будет развиваться между оригинальной работой Тарковского, очень точным комментарием к ней и понятию «Зоны» Криса Маркера, а также чувственным портретом друга.

Венсан Жак — доцент философии Высшей национальной школы архитектуры Версаля, руководитель программы в Международном философском колледже (Париж) и исследователь лаборатории HAR EA 4414 Парижского университета в Нантере. Его исследовательский интерес направлен на современную французскую философию, а также на теорию образа и кино. Автор книг о Жиле Делезе и Крисе Маркере. В настоящее время проводит исследовательскую программу в Доме гуманитарных наук Северного Парижа, посвященную Харуну Фароки, его отношении к истории и технологиям.

13:40-14:10 Евгения Звонкина. Фотографии Криса Маркера в Советском Союзе: мотивы, лица, пространство

По просьбе Александры Ахмадщиной и Алексея Артамонова я ознакомилась с фондом фотографий, сделанных Крисом Маркером в СССР между 1957 и 1971 годами. Фонд оказался не только удивительно богатым (он насчитывает более 45000 фотографий), но и удивительно интересным — он позволяет нам узнать больше про взгляд французского кинорежиссера и художника на страну, в которую он приезжал не один раз. В своем выступлении я постараюсь дать представление о фонде, а также набросать несколько первых гипотез о том, какие мотивы доминируют в нем.

​​Евгения Звонкина — историк кино, кинокритик, доцент кафедры киноведения Университета Париж 8. Занимается историей и эстетикой советского и постсоветского кинематографа с 1960-х годов и до наших дней. Автор трех монографий, в том числе книги «Кира Муратова: кинематограф диссонанса» (2012); (со)редактор сборников «Российское кино: революции и эволюции» (2018) и «Разрывы и преемственности в советском/российском кино: стили, персонажи и жанры до и после распада СССР» (2019). В 2010–2020 годах была постоянным автором журнала Cahiers du cinéma. Назначена юным членом Французского Университетского Института (IUF, Institut Universitaire de France) с 2021 по 2026 год.

14:10-15:00 перерыв

15:00-15:30 Александр Бирюков. Крис Маркер в России: (не)известный автор неизвестных фильмов

Каков был путь знакомства отечественного кинозрителя с творчеством Криса Маркера? Почему его фильмы не показывали в СССР? И изменилась ли ситуация с распадом Советского Союза? Где и когда в современной России проходили масштабные ретроспективы фильмов Маркера и выставки его работ? Что говорит о его творчестве отечественная кинокритика? Как живёт и чем занимается организованное в социальной сети VK сообщество, посвященное наследию Маркера?

Александр Бирюков — кандидат философских наук, доцент Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, г. Комсомольск-на-Амуре. Исследователь творчества Криса Маркера, создатель паблика «Крис Маркер» в социальной сети VК.

15:30-16:00 Ольга Давыдова. Против репрезентации, или кино как жест: Крис Маркер и Владимир Кобрин

Зачем Маркеру и Кобрину синтезированные изображения и компьютеризированные картинки? И для Криса Маркера, и для Владимира Кобрина работа с техногенными образами становится способом разрушить миметическую природу кино, тем самым защитив его от вторичности по отношению к понятиям или действительности. Так режиссеры утверждают возможность «другого кино». Это кино не показывает, а становится жестом – условной территорией, где возможно сообщение невыразимого (опыта, табу, травмы, памяти, абстракции).

Ольга Давыдова — ​​кандидат культурологии, преподаватель Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ. Автор курсов, научных и популярных публикаций по истории и теории документального кино, игрового кино и фотографии. Член организационного комитета ежегодной международной конференции «После (пост)фотографии» (Европейский университет в Санкт-Петербурге).

16:00-16:30 Александра Боканча. От кинопоезда Александра Медведкина до групп «Медведкин»: политика, эстетика, контекст

В конце 1960-х — начале 1970-х годов во Франции вновь возрастает интерес к советским режиссерам. Так, например, в редакции известного журнала Cahiers du cinéma критики обсуждают теории и фильмы «классиков» 1920-х годов: Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина и Льва Кулешова. Однако имя Александра Медведкина не появится на страницах Cahiers вплоть до вмешательства Криса Маркера. В докладе будет поднят вопрос о том, каким образом творчество Медведкина повлияло на рабочих завода «Родиацета», как идея кинопоезда трансформировалась в фильмах группы «Медведкин» и почему для Маркера было важно обратиться именно к Медведкину в период первых рабочих стачек во Франции до мая 68-го.

Александра Боканча — киновед, окончила киноведческую мастерскую Олега Ковалова (СПбГИКиТ, 2021) и завершила обучение во Французском колледже при* СПбГУ по специальности «История». На данный момент обучается в Paris 1 Panthéon-Sorbonne по специальности «История кино». Публиковалась в журналах «Искусство кино», «Сеанс», Cineticle. Круг исследовательских интересов: франко-советские отношения в области кинематографии, творчество Криса Маркера и Александра Медведкина, французское коллективное кино 60-70-х годов.VК.

16:30-17:00 Николай Изволов. Наблюдения случайного свидетеля

Тридцать лет назад случай свел киноведа Николая Изволова с двумя мировыми классиками, Александром Медведкиным и его другом Крисом Маркером. Работа Маркера над фильмом «Гробница Александра, или Последний большевик» о своем друге стала источником наблюдений молодого исследователя над творческим процессом французского режиссера.

Николай Изволов — киновед, историк и теоретик кино, кандидат искусствоведения. В 1985 году окончил ВГИК, в 1991 году защитил диссертацию «Взаимосвязь эстетических и внеэстетических факторов в эволюции кинематографа ранних лет (1895-1932)». В 1991-1996 годах работал в Музее кино. В 1996-1997 годах был проректором ВГИКа по научной и творческой работе, в 1997-2018 годах — заведующим отделом истории отечественного кино НИИ киноискусства. Преподаватель ВГИКа, разработал программу курса «Архивное дело» для студентов киноведческого отделения. С начала 1990-х годов преподает на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Автор книги «Феномен кино. История и теория» (2001, 2005). В последние годы занимается восстановлением «погибших» фильмов, таких как «Годовщина революции» (1918) и «История гражданской войны» (1921) Дзиги Вертова.

Регистрация на конференцию: https://lenfilm-even-org.timepad.ru/event/1876512/