Поделиться новостью —

Читайте также

28 Декабря 2024

С международным Днем кино!

27 Декабря 2024

Как создавались костюмы для сказочного фильма «Ворожея»

26 Декабря 2024

Книга о «Ленфильме» получила премию

К списку новостей

SCHNITTKE LIVE (E+U). Оркестр громкоговорителей. Мультимейдиный проект «Три степени свободы. Музыка кино СССР»

06 Декабря 2021

С 21 по 23 декабря в Первом павильоне киностудии «Ленфильм» пройдет специальный проект «SCHNITTKE LIVE (E+U). Оркестр громкоговорителей». Это мультимедийная выставка-концерт с исполнением музыки Альфреда Шнитке на многоканальной системе акусмониум, визуальным контрапунктом к которой станет видеоинсталляция. Куратор проекта – музыкант Олег Нестеров.

«SCHNITTKE LIVE (E+U)» – часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы», посвященного феномену советской киномузыки. В Советском союзе музыку для кино писали Шнитке и Прокофьев, Каравайчук и Шостакович, Хачатурян и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма».

«SCHNITTKE LIVE (E+U)» – аудиовизуальное путешествие по миру киномузыки Альфреда Шнитке, одного из крупнейших композиторов XX века, автора музыки к легендарным картинам «Ленфильма» и «Мосфильма»: «И все-таки я верю…» Ромма, «Восхождение» Шепитько, «Фантазии Фарятьева» Авербаха, «Стеклянная гармоника» Хржановского, «Посетитель музея» Лопушанского.

Киномузыка стала для Шнитке настоящей лабораторией стиля, испытательным полигоном для идей: «задача моей жизни – это преодоление разрыва между «Е» и «U» ( E-Musik , ernste Musik и U-Musik, Unterhaltungsmusik – серьезная и развлекательная), даже если я при этом сломаю себе шею». Преодолеть этот разрыв композитору действительно удалось: самые удачные находки в киномузыке Шнитке использовал в своих академических произведениях: основная тема, которая звучит в «Стеклянной гармонике» Хржановского, попала во Вторую скрипичную сонату, тема из «И все-таки я верю…» во многом легла в основу Первой симфонии Шнитке, а прекрасные музыкальные темы из фильмов Элема Климова «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт» стали еще прекраснее в «Сюите в старинном стиле». Именно исследование взаимовлияний кино- и академической музыки Шнитке стали главной целью нашего проекта.

Андрей Хржановский называл Шнитке изобретателем «многоканального» языка. Для композитора были очень важны поиски в области соединения разных фактур, идея многоэтажного пространства: «…Сама наша жизнь невероятно эклектична, мы живем под воздействием многих факторов. Мы воспринимаем мир «многоканально», мы думаем параллельно несколько мыслей, слушаем радио, смотрим телепрограмму, занимаемся еще чем-то…».

Музыка Шнитке на «Ленфильме» будет исполнена на акусмониуме, «оркестре громкоговорителей», созданном для живого исполнения многоканальной музыки. Акусмониум состоит из расположенных по всему пространству 40-60 громкоговорителей различных форм, размеров, частотных характеристик и пульта, с помощью которого дирижер создает пространственное звуковое полотно. В самих принципах акусмониума заложены многослойные фактуры и теневая музыка, которые Шнитке активно использовал в своей работе.

Почему акусмониум?
«В своих работах Альфред Шнитке часто обращался к пространственному звуку, будь то многослойные фактуры или варьированное эхо. О многоканальном звуке (стереофонии, квадрофонии, октофонии) он говорил как о важнейшем открытии, которое принесло в звучащую материю живую игру музыкальным пространством и тем самым избавило ее от мертвенности одномерной звуковой дорожки. Это было еще в 1970-м, когда Шнитке сделал нашумевший доклад в стенах Московской консерватории, где речь шла о проблеме живого и мертвого в музыке.
Сочиняя Третью симфонию, рассчитанную на новый зал Гевандхауза, Шнитке намеревался в полной мере использовать все его возможности: «…Кроме чрезвычайно выгодной естественной акустики—все микрофоны и динамики, установленные в стенах и на потолке. С помощью такой техники можно было бы создать любую движущуюся звуковую картину. Я представлял себе, что удастся реальное звучание оркестра на сцене сопоставить с записанным, пространственно статичное—с неким движущимся вихрем музыкальной фонограммы. Однако пока новая техника полностью не освоена, возможности зала не изучены, задуманный эффект остался нереализованным».
Мы берем на себя смелость попробовать реализовать его идею сейчас».
Олег Нестеров

«SCHNITTKE LIVE (E+U)» – это попытка отделить музыку от кадра и присоединить ее к вечности. Путешествие по миру киномузыки Шнитке для зрителей начнется с видеоинсталляции с кадрами из фильмов, музыку для которых написал Альфред Шнитке. Ее автором стала Дина Караман, видеохудожник и режиссер, участница Венецианский биеннале, фестивалей MIEFF, «Послание к человеку» и «Зеркало».

Дирижерами «оркестра громкоговорителей» станут знаковые российские и зарубежные музыканты, каждый из которых исполнит свой пространственный вариант музыки Шнитке. Вечером 21 декабря за пульт акусмониума встанут композитор и художник Антон Яхонтов aka Patrick K.-H., куратор международного фестиваля электронной пространственной музыки «Акусмониум», а также композитор эмбиентной и экспериментальной музыки и куратор лейбла Simphonic Silence Inside Илья Symphocat. 22 декабря на акусмониуеме сыграют Олег Нестеров и французский композитор Армандо Балис, один из ведущих представителей акусматической музыки сегодня. 23 декабря дирижером оркестра громкоговорителей выступит Борис Шершенков, звукохудожник и конструктор музыкальных инструментов.

«SCHNITTKE LIVE (E+U). Оркестр громкоговорителей» – лишь часть масштабного проекта «Три степени свободы. Музыка кино СССР». Этот проект существует в виде сайта musicinema.ru, образовательного курса на портале «Арзамас» и книги «Три степени свободы. Музыка кино СССР. Шнитке», автор-составитель – Олег Нестеров, художник книги – Арина Журавлева (издательство «Порядок слов»). В марте 2022 года выйдет двойной виниловый альбом с саундтреками Шнитке.

Партнеры проекта: киноконцерн «Мосфильм», Акционерное общество «Фирма Мелодия». Проект проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Французского института в Санкт-Петербурге.

Расписание
21 декабря в 19:00 Дирижер – Антон Яхонтов aka Patrick K.-H.
21 декабря в 21:00 Дирижер – Илья Symphocat
22 декабря в 19:00 Дирижер – Олег Нестеров
22 декабря в 21:00 Дирижер – Армандо Балис
23 декабря в 19:00 Дирижер – Борис Шершенков
Стоимость билетов – 1000 рублей. Обращаем ваше внимание, что посещение выставки-концерта возможно только при наличии QR-кода. В программе возможны изменения. Возрастное ограничение 12+

ЗАКАЗАТЬ БИЛЕТ: +7-(911)-991-25-02

Программа
На концерт зрители услышат различные произведения композитора, как киномузыку, так и академические произведения, и смогут почувствовать связь между «Е» и «U», услышать диалог киномузыки и академической музыки Шнитке.

Эпизод 1 ВСТУПЛЕНИЕ КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром 1960 ВСТУПЛЕНИЕ 1963 СОНАТА для скрипки и фортепиано № 1 1963

Эпизод 2 РАЗДВОЕНИЕ И КРИЗИС ПОХОЖДЕНИЯ ЗУБНОГО ВРАЧА 1965 ИМПРОВИЗАЦИЯ И ФУГА для фортепиано 1963

Эпизод 3 ПОЛИСТИЛИСТИКА СТРУННЫЙ КВАРТЕТ № 1 1966 СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА 1968 СОНАТА для скрипки и фортепиано № 2 (Quasi una sonata) 1968

Эпизод 4 СТИЛИЗАЦИЯ И ГАРМОНИЧЕСКАЯ ЭКЛЕНКТИКА СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ _Менуэт 1970 СЮИТА В СТАРИННОМ СТИЛЕ III. Часть Minuet 1972 СПОРТ, СПОРТ, СПОРТ Фуга СЮИТА В СТАРИННОМ СТИЛЕ IV. Часть, фуга

Эпизод 5 МНОГОСЛОЙНЫЕ ФАКТУРЫ МИР СЕГОДНЯ 1972 И ВСЁ-ТАКИ Я ВЕРЮ 1974 ПОХОЖДЕНИЯ ЗУБНОГО ВРАЧА 1965 СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА 1968 СИМФОНИЯ № 1 1972

Эпизод 6 In tempo di Valsa АГОНИЯ (ВАЛЬС) 1972 ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ 1972

Эпизод 7 E+U СКАЗ ПРО ТО, КАК ЦАРЬ ПЁТР АРАПА ЖЕНИЛ 1976 ВОСХОЖДЕНИЕ 1976 АГОНИЯ 1972 CONCERTO GROSSO № 1 1977

Эпизод 8 ТЕНЕВАЯ МУЗЫКА ПРОЩАНИЕ 1981 ЭПИЛОГ из балета «Пер Гюнт» 1992

Проект «Три степени свободы. Музыка кино СССР» Проект «Три степени свободы» включает в себя одноименный интернет-портал, музыкальные сборники (выпущенные в цифровом пространстве и на виниле), книги, образовательный курс на сайте Arzamas, экспозиции, концерты, перфомансы и другие офлайн-события. В 2021 году главным героем проекта стал Альфред Шнитке. В 2022 году проект будет посвящен Олегу Каравайчуку.

Адрес:
Первый павильон киностудии «Ленфильм»
Каменноостровский пр., д. 10