Поделиться новостью —

Читайте также

15 Ноября 2024

Премьера «Сделайте красиво» состоится на «Ленфильме»

14 Ноября 2024

«Последняя цена» - премьера в Абхазии

13 Ноября 2024

Повторный прокат легендарного "Чапаева"

К списку новостей

Завершилась северная киноэкспедиция «Последнего теплохода»

12 Сентября 2022

В последнее время киностудия «Ленфильм» активно снимает и документально кино: «Трамвай идет на фронт», «Блокадный футбол», «Приравнены к хлебу» и другие. Недавно из длительной экспедиции по Кольскому полуострову вернулась съемочная группа еще одного документального фильма – «Последний теплоход» режиссера Ильи Желтякова.

«Последний теплоход» задуман как необычное роуд-муви по уникальному маршруту, к тому же, на уникальном транспортном средстве. Теплоход «Клавдия Еланская» трижды в год выходит из Мурманска, огибает Кольский полуостров, и оканчивает свой путь в поморской деревне Чаваньга на Белом море. Он связывает жителей самых отдаленных посёлков побережья с «большой землёй». Это единственный оставшийся пассажирский маршрут, пролегающий по Баренцеву и Белому морям и водам Северного Ледовитого океана.

Илья Желтяков – опытный режиссер документалист. Среди его работ – «Северный ветер», «Стадные», «Узбекский плов», «Блоха» и «Ягодник». Он частый участник различных кинофестивалей, в том числе и нашего «Послания к человеку». Нам удалось встретиться с Ильей и расспросить его о том, как родилась идея, и проходили съемки. На этой неделе, в рамках открытия XVII МКФ «Мир знаний» на «Ленфильме» состоится мировая премьера нового фильма Ильи – «Вулкан блюз».

– Как пришла идея снять фильм о теплоходе? С чего все началось?

- Написали сценарий я и Настя Полухина. Я родом с Баренцева моря, из города Гаджиево. Это маленький военный городок, база подводных лодок. Мой отец был командиром подводной лодки, и все детство я провел там. Потом вырос, переехал в Петербург, стал режиссером. А побережье Баренцева моря родные мне, близкие места. Про теплоход я знал давно. И в последнее время появились слухи, что вот-вот маршрут закроют.

Но мы снимали фильм не про теплоход. Он безусловно один из героев картины, но, конечно же, главные герои – люди, которые там живут. Эта картина дань моей любви к местам, где я родился, к северянам – тем, с кем я вырос, где я родился. А все остальное – режиссерские истории.

Для большинства в нашей стране – те места кажутся невозможными для проживания. Да, край удаленный, сложный, очень суровый. «Длинного рубля» там нет, перспективы весьма туманны. Да и сам туман там царствует постоянно в буквальном и переносном смысле. В общем, там живут совершенно удивительные люди. Люди, которые фактически и держат на своих плечах пустеющий, покинутый очень многими и такой нужный Север. У них другое понятие о добре, зле, правде, Боге и смерти. Хотя сами они себя считают совершенно обычными.

Вообще «Последний теплоход» — это рабочее название. Я почти уверен, что оно будет другим.

– Как долго вы готовились к экспедиции. Вы понимали сколько точек Вам предстоит посетить и какие локации Вам были наиболее интересны?

- Когда мы задумывали картину, у нас было четкое видение локаций. Теплоход начинает свой путь из Мурманска и огибает Кольский полуостров. Он ходит три раза в год и нам было важно сделать картину о тех местах, для которых этот теплоход является жизненно важным. Это несколько населенных пунктов. Все они труднодоступны. Можно добраться либо по воздуху, либо морем. Мы изначально выбрали три места, которые заметно отличаются друг от друга. Закрытый город Островной (Гремиха), в котором когда-то жило от 40 до 60 тысяч, а сейчас примерно 1300 человек. Он располагается на северо-востоке полуострова среди скал у Баренцева моря.

Дальше – крохотный поселок Сосновка, основанный на месте старинного саамского погоста – совсем другая среда. Там все с десяток жителей. И поморская деревня Чаваньга на Белом море, где местные ловят семгу, горбушу, есть работающий рыболовецкий колхоз, есть колхозники, и кипит жизнь. Четвертая локация – это сам теплоход. Все наши адреса съемок не похожи, но связаны между собой нитью судьбы – однородной средой, определенной одинаковостью проблем, сложностей и т.д.

– Расскажете об увиденном? Какие там люди, климат…

- Там есть все: и скалы, и пустыни, и водопады, заброшенные дома и дома, которые восстанавливают. А также – табуны диких лошадей. Там есть населенные пункты, где жило 100 человек, а сейчас 3.

Безусловно, север пустеет и эта проблема – одна из тем нашей картины. Теплоход то планируют распилить, то хотят сохранить. Но в фокусе – удивительные люди. Люди сильные духом, люди, которые уже давно привыкли заботиться о себе сами и рассчитывать лишь на себя, да на Бога. Есть такое пафосное выражение – хребет нации – вот это про них. Понятие долга, понятие семейности. В восторженном отношении к ним мы и делали эту картину. В картине мы увидим четыре разных мира, в которых обычному человеку находиться, как правило, не комфортно. Это не среда нашего привычного обитания. Многим может показаться, что это что-то ужасное. Но на самом деле – во всем есть своя красота. Наши герои – обладатели удивительных сердец, и о них наша картина. Но несмотря на то, что жить на далеком севере – трудно, что условия не простые, а будущее дальних поселков неопределенное, фильм нам видится жизнеутверждающим, ведь люди, живущее на побережье – сильные, несгибаемые и не собираются унывать, а собираются тут жить и трудиться.

Например, в деревне Сосновка есть семья Вагановых. Они живут там давно. Во многом благодаря им в деревне есть жизнь. Их держит любовь к этим землям. Это трогательно. Например, у отца и сына есть по вездеходу. И на них написано Ваганов П. и Ваганов А. Там ты начинаешь ценить буханку хлеба или консервы, потому что за продуктами до ближайшего магазина – примерно два дня на вездеходе.

Если окажитесь в этой деревне, то увидите, насколько она чистая, прибранная. У нас в городах только сейчас начинается сортировка мусора, а там это делают давно, иначе в вечной мерзлоте с ним будет не справиться. Люди могут оттуда уехать, но остаются. Это часть их жизни, часть их сердца. Можно сказать, они, как атланты, держат этот берег вопреки обстоятельствам.

– Съемки были сложными?

- Это не игровое кино, где ты работаешь по раскадровкам. У нас, конечно же, был сценарный план и план съемок. Герои были прописаны, перед экспедицией мы приезжали на разведку и исследования, но всё же мы работали с тем, с чем сталкивались в действительности. Например, ты приезжаешь в деревню, а там совсем все по-другому. Этот умер, этот уехал, и ты понимаешь, что тебе приходится снимать то, что есть. И так было много раз в течение нашей месячной экспедиции. Мы каждый раз сталкивались с препятствиями тому плану, который себе сочинили. Нам приходилось работать с реальностью так, чтобы выполнить свою задачу.

В документальном кино часто бывает, что ты снимаешь об одном, а в процессе понимаешь, что фильм на самом деле о другом. Готовились долго, а сложности во время съемок были постоянно. Мы зависели от вездеходов, вертолетов, погоды.

Например, когда мы зашли на теплоход, нам пришлось еще три дня стоять в порту так как была плохая погода. Мы сразу начали снимать теплоход, который стоит. Это уже другая история. Мы выбрали определенных героев, приезжаем… А накануне колхоз именно наших героев командировал куда-то в другое место. Самая большая проблема в экспедиции – это время. Ты наблюдаешь, снимаешь, планируешь. Здесь в каждом месте было по 7 дней. Этого очень мало. Мы постоянно были в конфликте с природой, иногда с местными властями, с другими обстоятельствами, из-за которых не было возможности передвигаться, снимать, успевать на места съемок и прочее… Физически и эмоционально это тяжело. Группа временами была очень измотана, и, если бы я был Колумбом, меня бы наверняка попытались сместить ропчущие моряки. Однако у нас был команда мечты, «дрим-тим».

– Расскажете о своей команде?

- Маргарита Бурлакова, которая помогала нам из Петербурга решить сложности с согласованиями съемок. И переживала за группу. На Севере совершенно другие законы. Даже не всегда совпадающие с законами РФ…

В нашей команде было два оператора. Главный оператор – Марина Левашова. Второй оператор – Виталий Афанасьев. Это люди, которые сняли не одно прекрасное, настоящее документальное кино. Огромные молодцы и профессионалы, каких в нашей стране очень немного, они прекрасно понимаю ткань и материю, из которых «шьются» такие картины. В документальном кино в любую секунду может что-то произойти, и это нужно моментально зафиксировать. Здесь нет команд: «камера», «мотор». У нас оба оператора и мастера и настоящие художники, это очень важно.

Звукорежиссер и звукооператор – Алексей Антонов. Если с операторами сложно, то со звукооператорами в документальном кино быть может ещё сложнее. Людей, которые умеют, знают, чувствуют и любят документальное кино – мал мало. И Алексей – лучший звукооператор из всех, кого я знаю. Наш второй режиссер – Настя Полухина – соавтор, моя главная поддержка, моя жена. Вот такой маленькой командой мы и работали.

– Когда мы увидим фильм?

- Скорее всего, в начале следующего года. У нас очень много материала. Мы отсняли около 150 часов. Теперь все это нужно уложить в фильм.

Мы не ставили перед собой задачу, что нашу картину посмотрит «кто-то там наверху» и скажет – нужно что-то менять. Но, безусловно, я надеюсь, что эта картина в сочетании с другими обстоятельствами может побудить, тех, кто принимает решение, больше думать о тех, кто живет на Кольском побережье, кто там, «посредине нигде», трудится, живет, ходит к предкам на могилы, кто любит север, держит его и не хочет уезжать, вопреки всем огромным трудностям и несправедливостям.

Авторы фото: Виталий Афанасьев и Марина Левашова

Источник: Санкт-Петербургские ведомости.