Поделиться новостью —

Читайте также

21 Ноября 2024

«Ленфильм» участвует в Днях Санкт-Петербурга на Кубе

20 Ноября 2024

50 лет назад вышел фильм «Под каменным небом»

20 Ноября 2024

Стартует второй этап фестиваля «ПитерКиТ»

К списку новостей

Даниэлла Рыбакьян: «Эти ребята могут всё преодолеть»

24 Октября 2023

Премьера документального фильма «Куда уходят дети из города Гаммельна» Даниэллы Рыбакьян состоится 26 октября в 19.00 в рамках программы 33-го Международного кинофестиваля «Послание к человеку». Накануне Metro пообщалось с режиссером.

Это фильм-исследование того, как театр влияет на взросление детей – и не обычных мальчишек и девчонок, а воспитанников детского дома. Ребята разные. Каждый из них талантлив, строит планы, мечтает, но в реальности стать героем так же, как на сцене, невероятно сложно. Может ли театр, искусство служить мостиком к социализации современного человека?

– Почему вы решили снять кино о сиротах?

– Наш фильм – история о том, как ребята из приютов и детских домов становятся актерами театра, который называется “Театральный дом”. Благодаря режиссеру и актерам, которые с ними занимаются, дети проходят социализацию, учатся заново доверять людям и миру, а также правильно взаимодействовать друг с другом.

– В фильме в основном участвуют подростки. Можно сказать, что это картина о сложном периоде взросления?

– Да, и о взрослении тоже. Ребенок, который находится долгое время в приюте, каким бы хорошим этот приют ни был, все равно живет в иных условиях, чем дети в семье. В приютах взрослые многое делают за них. И дети, подростки не знают очень многих вещей, например, как распоряжаться деньгами или как приготовить себе еду. Они более замкнуты в себе…

“Театральный дом” стал связующей нитью этих ребят с миром. Они выпускают много спектаклей – например, “Крысолов”, репетиции которого мы как раз застали и сняли.

Режиссером “Театрального дома” является Дмитрий Крестьянкин. Он – мой друг, и благодаря ему я узнала про это место. Я пришла познакомиться с детьми, преподавателями, и мне показалось, что это очень интересная тема, о которой стоит поговорить.

– Вы много ездили по приютам и детским домам, чтобы погрузиться в материал?

– Изначально у меня не было никакого представления о том, как живут в приютах. Я познакомилась с “Театральным домом”, когда они набирали новую группу, и уже с ними много ездила по детским домам и приютам.

– Какого возраста были дети?

– Тут возраст оказался неважен. Главный критерий – это ребята, которые только знакомятся с театральной культурой и только начинают заниматься театром. Для них все это в новинку. У многих душевные травмы, некоторые очень настороженно относятся к новым людям. Все это непросто. Такие группы называют “младшими”, потому что они только проходят знакомство с “Театральным домом”. Как происходит набор? Мы приезжаем, договариваемся с приютом и знакомимся с детьми, которые потенциально могут стать участниками “Театрального дома”.

Никаких критериев отбора нет. Вот мы приходим, там дети сидят вокруг нас. Мы им рассказываем что такое “Театральный дом”, кто мы такие, предлагаем познакомиться, поиграть… Все происходит в форме игры, различных театральных упражнений на раскрепощение. Дети “зажигаются”, им нравится. Дальше, кто хочет, приезжает к нам. Вроде все просто, но быстро наладить контакт получается не всегда. У ребят в приютах очень ограничено свободное время, к тому же им разрешено покидать территорию только с разрешения воспитателей. Так что нужно наладить контакт и с педагогами. К счастью, многие верят в проект, видят результаты, идут на уступки, всячески поддерживают.

– А “Театральный дом” – это единственный проект, который занимается такой социализацией детей?

– Из того, что я знаю, ребятами из детских домов и приютов занимается проект “Упсала-цирк”. Но в нашем фильме я сконцентрировалась на “Театральном доме”. Я – дебютант в документальном кино. И на съемках мне предстояло преодолеть ряд трудностей – было непросто приблизиться к героям. Но я активно участвовала в создании спектакля, репетициях, и это нас очень сблизило. Рискну предположить, что мы стали командой, мне доверяли. Был даже такой момент – ребята настолько привыкли к камере, что подходили и на крупный план рассказывали, как у них прошел день, что произошло в их жизни, чем они хотят поделиться.

– А как налаживались отношения с другими актерами?

– Мы старались снимать больше старшую группу, тех ребят, кто имеет опыт выступления на сцене. Они уже довольно открыты к новым людям, общению. “Крысолов”, подготовку которого мы снимали, для многих был уже вторым спектаклем. Между ребятами старшей и младшей группы очень большая разница, колоссальная. “Младшие” очень сложно привыкали к камере. Была одна девочка, которая вообще никак не участвовала, просто сидела на подоконнике, не двигалась и смотрела на то, что происходит. Мы пытались с ней заговорить, но нам это не удалось, решили, что не стоит. На занятия с младшей группой часто приходит психолог.

– Ребята выполняют еще какую-то работу? Например, в театре юношеского творчества они учатся быть помощниками режиссера, работниками сцены, осветителями… В любом театре множество профессий, кроме актерских.

– Нет, такого нет. В “Театральном доме” все – актеры. Правда, помимо этого они помогают реализовать все действо, то есть все несут ответственность за то, что делается. И это, на мой взгляд, очень крутой опыт. У многих, кто приходит в “Театральный дом”, поначалу нет ощущения долга и ответственности перед группой, но в процессе репетиций все это появляется. В какой-то момент все начинают четко понимать: ты должен прийти, иначе ты подведешь других. В “Театральном доме” важно не просто выпустить спектакль – важно сделать его всем вместе, единой командой. Это процесс взаимодействия, общения. Многие ребята называют театральную группу семьей. Здесь они могут высказаться, поведать преподавателю о том, что происходит в их жизни. И сами спектакли построены на том, что ребята говорят на определенную тему, личные переживания используются в монологах. Все привязано к конкретным детям и реальности, там нет особой постановки, это такой инклюзивный проект.

– Расскажите о своей съемочной команде.

– Интересно то, что у меня до этого была большая команда, с которой мы снимали игровой фильм, и неожиданно я стала режиссером документального кино. Так судьба повернулась. Мне пришлось просто взять в руки камеру, нацепить накамерный микрофон и “пойти в жизнь”. Главное – уверенность в том, что команда не подведет, особенно в “доке”. Наш исполнительный продюсер – Геннадий Иванов, оператор-постановщик – Лиза Русакова, звукорежиссер – Костя Петухов. Бывало такое, что я сама брала в руки камеру и снимала, потому что мне нужна была близость и максимальный контакт с героем. Поэтому в таких случаях важно доверие команде.

В документальном кино ты показываешь события не те, которое придумал и написал, а те, которые ты сумел увидеть. Поэтому документалисты – очень крутые люди, они умеют отследить драматургию в реальной жизни.

– Расскажите о других своих проектах.

– До этого у меня был игровой фильм “Шум”, там история про мальчика, который приезжает в большой город, чтобы стать крутым рэпером и участвовать на баттл-площадках. Но парень влюбляется, и все идет наперекосяк. Фильм снят, готов, надеюсь, что скоро будет на платформе, так что можно будет и его посмотреть.

– Каков основной посыл фильма?

– Мне бы очень хотелось, чтобы этот фильм посмотрели в первую очередь взрослые. Хотя убеждена, для детей и подростков эта тема тоже будет интересна. А посыл для взрослых: не совершайте тех ошибок, которые совершили родители этих ребят.

Хотя ребята, попавшие в такие сложные ситуации, – они настолько сильные, что могут все преодолеть. Многие ребята, которые оказались в приюте, получили поддержку, реально наверстали очень много из упущенного, например, учебу: исправили оценки, получили шанс на хорошее образование и возможность поступить в классный университет. Они бросают вредные привычки, да, это очень тяжело дается, но это тоже огромная их победа. Они учатся заново общаться с людьми, преодолевают себя… И можно сказать, что они, в какой-то степени, пример для других. Во время съемок этого фильма я подружилась с девочкой, которой посвящена одна из основных линий фильма. Мы очень друг другу помогли, уж точно она помогла мне. Это – самая ценная награда для меня за проделанный путь.

Источник: газета “Метро”