45 лет назад на киностудии «Ленфильм» завершилось производство фильма «Фантазии Фарятьева».
Картина Ильи Авербаха была поставлена по мотивам одноименной пьесы Аллы Соколовой. В фильме сошлись драматический сюжет, филигранная актерская игра, гениальная музыка Альфреда Шнитке и работа выдающегося режиссера Ильи Авербаха.
Натурные сцены снимали в Феодосии, квартиры – в павильонах «Ленфильма».
Герои живут в двух тесных квартирках провинциального городка. Донкихотствующий романтик-идеалист Павел Фарятьев (Андрей Миронов) мечтает найти опору в другом человеке, пробиться сквозь стену отчужденности. Александра (Марина Неелова), к которой устремлены мысли и чувства героя, тоже хочет понять, как выйти из этого заколдованного круга.
Павел Фарятьев – нетипичная роль Миронова. Он считал ее одной из лучших своих работ. Здесь актер не поет и не танцует, как во многих других фильмах. Это глубокая драматическая история про маленького человека с большим внутренним миром. Миронов играет влюбленность прекрасно, он трактует любовь как болезнь, которая внезапно овладевает им и от которой нет лекарства, она причиняет невыносимую боль, доводя до безумия.
По словам коллег по актерскому цеху, Авербах не подпускал гримеров к Миронову и запрещал ему мыть голову. Ему хотелось, чтобы у актера были сальные пряди вместо привычных пушистых волос.
Написанная в 1974 году пьеса Аллы Соколовой к моменту съемок шла во многих театрах. Марина Неелова была хорошо знакома с «Фантазиями Фарятьева», так как в «Современнике» играла роль младшей сестры. Авербах знал, что Неелова – великолепная актриса, но с непростым характером. Он решил, что в кино она сыграет старшую сестру.
Для студентки театрального института Екатерины Дуровой, дочери Льва Дурова, этот фильм стал первой серьезной работой в кино. Сложная роль, на которую претендовали известные актрисы. На пробах Екатерина была уверена, что выберут не ее.
«Это фильм о том, как люди, очень близкие, подчас не понимают друг друга. В нашей картине это мать и две дочери… И вдруг появляется странный человек, Фарятьев, который рассказывает какие-то вроде бы нелепые истории, прямо-таки сказки, впрямую абсолютно не связанные с жизнью наших героинь. Но Фарятьев пробуждает в каждой из них пусть пока первичную степень, пусть лишь малую, но — понимания друг друга», – так говорил Илья Авербах о своем фильме.