Поделиться новостью —

Читайте также

25 Октября 2024

Умер Игорь Москвитин

25 Октября 2024

Итоги первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ»

25 Октября 2024

Иностранные гости посетили «Ленфильм»

К списку новостей

Как живет цех подготовки к съемкам киностудии «Ленфильм»?

22 Октября 2024

Как живет цех подготовки к съемкам киностудии «Ленфильм»? Зрители часто задают вопросы на эту тему – через социальные сети, электронную почту, во время экскурсий. И мы решили адресовать их руководителю цеха – Елизавете Алексеевне Пахомовой. Елизавета Алексеевна – легенда «Ленфильма» – на студии работает с 1980-х годов. И, конечно, участвовала практически во всех крупных проектах «Ленфильма».

— Елизавета Алексеевна, скажите, пожалуйста, как сейчас поживает цех подготовки к съемкам?

— Я бы сказала: как всегда. Потому что постоянно идут съемки, а наш цех не может не находиться в эпицентре кинопроизводства, ведь без реквизита, костюмов, мебели, антуража ни одна наша картина, даже современные сериалы, конечно, не обходятся. Так что действуем, обеспечивая кинофильмы сценическо-постановочными средствами, у нас было очень хорошее лето и намечается перспективная осень.

Работа идет по нарастающей, начиная с апреля. Июнь и июль очень активные были. В августе часть картин были завершены, но сейчас, в начале сентября, пошел запуск новых проектов.

Их несколько, в том числе, исторические проекты, интересные очень, и про Великую Отечественную войну, и притчи, и в духе народных сказок, как, например, «Левша». Мы очень рады, что этот проект к нам заходит, а также в производстве продолжение проектов «Формула преступления» и «Король и шут». Мы надеемся, что далее спада не произойдет. Осень тоже принесет нам достаточно много работы.

— Сколько сейчас единиц хранения у вас в цехе – костюмов и другого реквизита?

— У нас где-то порядка 230 тысяч единиц хранения. Это реквизит и костюмы. Мы прирастаем вещами, особенно костюмами, потому что киностудию, естественно, знают все. Очень много обращений от жителей нашего города, которые предлагают вещи из их собственных коллекций, семейные реликвии, то, что осталось от старшего поколения, в том числе замечательные военные костюмы советской эпохи.

Мы с удовольствием все это берем, но надо сказать, что у нас есть и мебель из дарственных вещей, и предметы быта. Поэтому есть постоянная пополнение. И надо сказать, что прибывает гораздо больше, чем убывает. Нужно думать о дополнительных помещениях для хранения.

Необходимо вернуться к вопросу инвентаризации, пересмотреть то, что у нас есть, оценить состояние вещей. Параллельно с этим делать фототеку, вводить обязательный электронный учет.

Потребуются дополнительные специалисты, которые будут не просто делать фотографии каждой вещи с инвентарным номером. Каждую вещь нужно снять с вешалки, накинуть на манекен, найти инвентарный номер на этой вещи, обратно вернуть в хранилище. Это тесная работа с работниками складов, которые понимают ценность каждой вещи, за которую они ответственны. Есть вещи, которые уже в таком руинированном состоянии, что их приходится списывать, но этим нужно заниматься серьезно и профессионально.

— Сменяются эпохи, сменяется мода и, конечно же, пополняется база реквизита и костюма. Где проходит граница между, условно говоря, антиквариатом и тем, что мы относим к современности?

— Вещи сегодняшнего дня тоже есть. Их немного, как правило, они приходят от наших коллег с современных проектов. Небольшие студии заканчивают работу над проектами и передают нам сценическо-постановочные средства.

А если говорить, про исторические костюмы, то до 2000 года мы можем любой большой фильм одеть. К примеру, все 1990-е костюм очень менялся – период один, а разнообразие огромное. Вспомните, как быстро менялась жизнь в стране: малиновые пиджаки, потом мода на спортивные костюмы, далее появились стразы, перья и так далее. Костюм может быть подделкой или дорогим, но в кино это не так заметно.

Сегодняшняя мода демократичная, разнообразная, но при этом каждый человек пытается подчеркнуть свою индивидуальность.

Выкристаллизовывается всё, когда проходит какое-то время, и мы смотрим назад. Например, 1980-е годы. Они в свое время не воспринимались как какая-то история, а сегодня, когда мы оглядываемся назад и понимаем, что 1980-й год — это одна история, 1989-й год — это уже другая история. Перестройка – одна мода, кооперативы – другая, начало завоза товаров из Турции, Польши и вообще из Европы или Китая – третья.

Современные вещи, которые к нам приходят, мы храним, бережем, но их берут мало. Но пройдет совсем немного времени, и эти вещи будут актуальны.

— А как ухаживают за костюмами? Например, их стирают, отдают в химчистку?

— Конечно! Мало того, у нас есть помещение, где стоят стиральные машины и съемочный групп, и киностудии. И если это какой-то небольшой проект, то съемочные группы стирают на наших стиральных машинах. Еще в 2000-х на «Ленфильме» сделали прачечную, мы ее зовем «постирочная для съемочных групп». Туда специально провели усиленный электрокабель, чтобы можно было одновременно запустить от двух-трех до семи-восьмидесяти стиральных машин. Всё это работает по-прежнему, это всё есть, этим можно пользоваться. У нас есть и своя «постирочная», своя небольшая прачечная для цеха. Почему? Потому что вещи, которые к нам поступают как дарственные или от съемочных групп – они давно лежали или их не успели постирать, почистить, в таком случае мы берет эти расходы на себя. Мало того, когда такие большие гардеробы, периодически просто мы делаем определенную профилактику: когда мы какие-то вещи давно не брали, мы их перебираем, смотрим, просто освежаем и так далее.

Есть у нас и своя пошивочная мастерская. Там современное, удобное оборудование. У нас есть швейные машины прямострочные, есть оверлок, есть петельные, есть хороший отпариватель. В пошивочном не только шьют новые вещи на героев, мы также восстанавливаем или перешиваем старые вещи. К примеру, создавая образы для фильма «Ворожея» часть костюмов использовали из гардеробов, а часть костюмов шили. Бывают вещи необходимого размера или вида и такие создаются специально. Есть костюмы, которые, как мы понимаем, в процессе съемок придут в негодность, а работа над фильмом будет продолжаться, в таком случае мы шьем обязательно дополнительно, так сказать, дублеров.

— А может ли частное лицо взять костюм в арену? И вообще, как арендовать вещи на «Ленфильме»? Например, для любительского спектакля, домашнего праздника, корпоратива и так далее…

— У студии есть отдел – Единый центр оформления заказов. Можно узнать у них о наличии костюма, прийти, взять заявочный лист и отправиться в цех на осмотр, отложить вещи, оплатить их в кассе и пользоваться. Главное вернуть в первозданном виде. Для частника эта схема может показаться немного сложной, но мы работаем в основном с большими проектами. Художники редко приходят ради одной шляпы или пары сапог, они набирают целые чемоданы для проектов.

—————

Ожидайте серию больших материалов о работе цехов киностудии «Ленфильм» в газете «Петербургский дневник», где уже более полно рассказано о цехе Елизаветы Пахомовой. Серия материалов о цехах уже скоро.

Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»