Поделиться новостью —

Читайте также

11 Декабря 2024

«Остров Сухо»: пост-продакшн на «Ленфильме»

11 Декабря 2024

Финальный питчинг лаборатории «Ленфильм-дебют-2024»

10 Декабря 2024

Новогодний фестиваль в Четвертом павильоне

К списку новостей

В Петропавловской крепости открывается выставка «Петербург в кино»

27 Ноября 2024

29 ноября в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка», посвященная образу Петербурга в игровом кино.

Она расскажет о том, как складывался и эволюционировал экранный портрет Санкт-Петербурга — Петрограда — Ленинграда от 1910-х годов до сегодняшнего дня; о петербургских локациях, ставших съемочной площадкой. Центральное место среди представленных на выставке фильмов занимают работы старейшей отечественной киностудии «Ленфильм».

История Петербурга и кинематографа тесно связаны. Первый киносеанс в России состоялся в Петербурге 4 мая 1896 года в летнем саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте — там, где сегодня расположена знаменитая киностудия «Ленфильм». В городе проходили первые документальные киносъемки, а в 1908 году на озере Разлив, неподалеку от Петербурга, была поставлена первая в России игровая кинолента. В годы I Мировой войны в Петрограде появилось первое государственное кинопроизводство, которое, пройдя череду преобразований и переименований, через два десятилетия стало «Ленфильмом».

Начиная с самых первых фильмов, Петербург был не просто местом съемки и декорацией, он представал полноценным экранным персонажем — со своим характером, судьбой, узнаваемым, но в то же время меняющимся обликом. Проследить трансформацию этого облика — задача выставки.

Кинообразы Петербурга тесно связано с городской топографией. На выставке зритель, проходя по залам экспозиции, одновременно путешествует от одной знаковой петербургской кино-локации к другой. От Медного всадника к Аничкову мосту, от Толстовского дома к Витебскому вокзалу… Помимо хрестоматийных достопримечательностей не обделены вниманием и непарадные виды: проходные дворы и брандмауэры, улочки Коломны, индустриальные пейзажи Выборгской стороны и Обводного канала.

Выставка рассказывает о снятых в Петербурге фильмах разных жанров: исторических кинопостановках, психологических драмах, комедиях, экранизациях литературной классики. Каждый жанр раскрывает одну из кино-ипостасей города в контексте времени.

В экспозиции посетители смогут увидеть видеофрагменты фильмов, фотографии со съемок, плакаты, эскизы декораций, предметы кинореквизита. Среди интересных экспонатов костюмы, переданные в советское время в фонды Музея истории Ленинграда из гардеробных «Ленфильма». В том числе подлинная ливрея служителя Шереметевского дворца, в которой снимался один из персонажей фильма «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг) — классике ленинградского киноавангарда. Особого внимания заслуживает коллекция плакатов немого кино из собрания ГМИ СПб. Большинство из этих фильмов не сохранилось.

Также на выставке демонстрируется подлинная кино-техника 1930-1980-х годов: профессиональные и полупрофессиональные кинопроекторы, софиты, ручные кинокамеры из собрания «Киномузея» (Великий Новгород). Некоторые из этих приборов можно взять в руки, покрутить рычаг и увидеть, как движутся элементы внутри кинопроектора.

Большой раздел выставки посвящен образам имперского Петербурга в кино, в таких фильмах как «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг, Севзапкино), «Поэт и царь» (1927, В. Гардин, Севзапкино), «Декабристы» (1927, А. Ивановский, Ленинградкино), «Поручик Киже» (1934, А. Файнциммер, Белгоскино) «Звезда пленительного счастья» (1975, В. Мотыль, Ленфильм) «Первая встреча, последняя встреча» (1987, В. Мельников, Ленфильм) «Агония» (1981, Э. Климов, Мосфильм) «Про уродов и людей» (1998, А. Балабанов, СТВ) и других.

В центре внимания — фильмы о главном герое петербургской истории — Петре I: «Петр Первый» (1937-1938, В. Петров, Ленфильм) и «Царевич Алексей» (1997, В. Мельников, Ленфильм).

Рождение революционного мифа и изменение трактовки событий Октябрьской революции 1917 года на протяжении всего ХХ века позволяет проследить раздел выставки, в котором представлены фильмы «Конец Санкт-Петербурга» (1927, В. Пудовкин, Межрабпом-Русь), «Октябрь» (1927, С. Эйзенштейн, Совкино), «Ленин в Октябре» (1937, М. Ромм, Мосфильм), «Мы из Кронштадта» (1936, Е. Дзиган, Мосфильм), «Красные колокола». Фильм 2. «Я видел рождение нового мира» (1982. С. Бондарчук, Мосфильм, Ленфильм) «Петроградские гавроши» (1987, С. Снежкин, Ленфильм).

С ленинградской блокадой связаны фильмы: «Жила была девочка» (1944, В. Эйсымонт, Союздетфильм), «Балтийское небо» (1961, В. Венгеров, Ленфильм), «Ленинградская симфония» (1957, З. Аграненко, Мосфильм), «Зеленые цепочки» (1970, Г. Аронов, Ленфильм), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980, Н. Бирман, Ленфильм) и др.

Раздел «Город. Время. Человек: диалог с современником» представляет целую череду кинолент, которые демонстрируют как со сменой эпох, менялся человек, город и само кино. От фильмов раннесоветского времени таких, как трилогия фильмов о Максиме (1934-1938, Г. Козинцев, Л. Трауберг), «Катька – бумажный ранет» (1926, Э. Иогансон, Ф. Эрмлер, Совкино), «Валерий Чкалов» (1941, М. Калатозов, Ленфильм) до кинокартин периода «оттепели»: «День солнца и дождя» (1967, В. Соколов, Ленфильм)»; «Улица полна неожиданностей» (1957, С. Сиделев, Ленфильм). От кино времен «застоя» – «Осенний марафон» (1979, Г. Данелия, Мосфильм) и «Монолог» (1972, И. Авербах, Ленфильм), «Блондинка за углом» (1984, В. Бортко, Ленфильм) «Зимняя вишня» (1985, И. Масленников, Ленфильм) — до проектов периода «перестройки» и постперестроечного времени: «Единожды солгав» (1987, В. Бортко, Ленфильм), «Фонтан» (1988, Ю. Мамин, Ленфильм), «Брат» (1997, А. Балабанов, СТВ).

Часто в отечественных кинолентах Петербург представал в образе других городов: викторианского Лондона («Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979, Масленников, Ленфильм), или нэповской Москвы («Собачье сердце», 1988, В. Бортко, Ленфильм). Иногда город вводил зрителя в заблуждение — играл с ним. Например, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974, Э. Рязанов, Мосфильм) скульптуры львов в Ленинграде появляются в таких местах, где их никогда не было. Об этих фильмах расскажет раздел под названием «Петербург – лицедей».

Завершает выставку рассказ о современном петербургском кино, о применении новых технологий и компьютерной графики.

На выставке организован кинозал, где будут демонстрироваться фильмы, о которых рассказано в экспозиции. С помощью музейных предметов здесь образно воссоздано пространство городского кинозала разных эпох.