Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

В Петропавловской крепости открывается выставка «Петербург в кино»

27 Ноября 2024

29 ноября в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка», посвященная образу Петербурга в игровом кино.

Она расскажет о том, как складывался и эволюционировал экранный портрет Санкт-Петербурга — Петрограда — Ленинграда от 1910-х годов до сегодняшнего дня; о петербургских локациях, ставших съемочной площадкой. Центральное место среди представленных на выставке фильмов занимают работы старейшей отечественной киностудии «Ленфильм».

История Петербурга и кинематографа тесно связаны. Первый киносеанс в России состоялся в Петербурге 4 мая 1896 года в летнем саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте — там, где сегодня расположена знаменитая киностудия «Ленфильм». В городе проходили первые документальные киносъемки, а в 1908 году на озере Разлив, неподалеку от Петербурга, была поставлена первая в России игровая кинолента. В годы I Мировой войны в Петрограде появилось первое государственное кинопроизводство, которое, пройдя череду преобразований и переименований, через два десятилетия стало «Ленфильмом».

Начиная с самых первых фильмов, Петербург был не просто местом съемки и декорацией, он представал полноценным экранным персонажем — со своим характером, судьбой, узнаваемым, но в то же время меняющимся обликом. Проследить трансформацию этого облика — задача выставки.

Кинообразы Петербурга тесно связано с городской топографией. На выставке зритель, проходя по залам экспозиции, одновременно путешествует от одной знаковой петербургской кино-локации к другой. От Медного всадника к Аничкову мосту, от Толстовского дома к Витебскому вокзалу… Помимо хрестоматийных достопримечательностей не обделены вниманием и непарадные виды: проходные дворы и брандмауэры, улочки Коломны, индустриальные пейзажи Выборгской стороны и Обводного канала.

Выставка рассказывает о снятых в Петербурге фильмах разных жанров: исторических кинопостановках, психологических драмах, комедиях, экранизациях литературной классики. Каждый жанр раскрывает одну из кино-ипостасей города в контексте времени.

В экспозиции посетители смогут увидеть видеофрагменты фильмов, фотографии со съемок, плакаты, эскизы декораций, предметы кинореквизита. Среди интересных экспонатов костюмы, переданные в советское время в фонды Музея истории Ленинграда из гардеробных «Ленфильма». В том числе подлинная ливрея служителя Шереметевского дворца, в которой снимался один из персонажей фильма «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг) — классике ленинградского киноавангарда. Особого внимания заслуживает коллекция плакатов немого кино из собрания ГМИ СПб. Большинство из этих фильмов не сохранилось.

Также на выставке демонстрируется подлинная кино-техника 1930-1980-х годов: профессиональные и полупрофессиональные кинопроекторы, софиты, ручные кинокамеры из собрания «Киномузея» (Великий Новгород). Некоторые из этих приборов можно взять в руки, покрутить рычаг и увидеть, как движутся элементы внутри кинопроектора.

Большой раздел выставки посвящен образам имперского Петербурга в кино, в таких фильмах как «Шинель» (1926, Г. Козинцев, Л. Трауберг, Севзапкино), «Поэт и царь» (1927, В. Гардин, Севзапкино), «Декабристы» (1927, А. Ивановский, Ленинградкино), «Поручик Киже» (1934, А. Файнциммер, Белгоскино) «Звезда пленительного счастья» (1975, В. Мотыль, Ленфильм) «Первая встреча, последняя встреча» (1987, В. Мельников, Ленфильм) «Агония» (1981, Э. Климов, Мосфильм) «Про уродов и людей» (1998, А. Балабанов, СТВ) и других.

В центре внимания — фильмы о главном герое петербургской истории — Петре I: «Петр Первый» (1937-1938, В. Петров, Ленфильм) и «Царевич Алексей» (1997, В. Мельников, Ленфильм).

Рождение революционного мифа и изменение трактовки событий Октябрьской революции 1917 года на протяжении всего ХХ века позволяет проследить раздел выставки, в котором представлены фильмы «Конец Санкт-Петербурга» (1927, В. Пудовкин, Межрабпом-Русь), «Октябрь» (1927, С. Эйзенштейн, Совкино), «Ленин в Октябре» (1937, М. Ромм, Мосфильм), «Мы из Кронштадта» (1936, Е. Дзиган, Мосфильм), «Красные колокола». Фильм 2. «Я видел рождение нового мира» (1982. С. Бондарчук, Мосфильм, Ленфильм) «Петроградские гавроши» (1987, С. Снежкин, Ленфильм).

С ленинградской блокадой связаны фильмы: «Жила была девочка» (1944, В. Эйсымонт, Союздетфильм), «Балтийское небо» (1961, В. Венгеров, Ленфильм), «Ленинградская симфония» (1957, З. Аграненко, Мосфильм), «Зеленые цепочки» (1970, Г. Аронов, Ленфильм), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980, Н. Бирман, Ленфильм) и др.

Раздел «Город. Время. Человек: диалог с современником» представляет целую череду кинолент, которые демонстрируют как со сменой эпох, менялся человек, город и само кино. От фильмов раннесоветского времени таких, как трилогия фильмов о Максиме (1934-1938, Г. Козинцев, Л. Трауберг), «Катька – бумажный ранет» (1926, Э. Иогансон, Ф. Эрмлер, Совкино), «Валерий Чкалов» (1941, М. Калатозов, Ленфильм) до кинокартин периода «оттепели»: «День солнца и дождя» (1967, В. Соколов, Ленфильм)»; «Улица полна неожиданностей» (1957, С. Сиделев, Ленфильм). От кино времен «застоя» – «Осенний марафон» (1979, Г. Данелия, Мосфильм) и «Монолог» (1972, И. Авербах, Ленфильм), «Блондинка за углом» (1984, В. Бортко, Ленфильм) «Зимняя вишня» (1985, И. Масленников, Ленфильм) — до проектов периода «перестройки» и постперестроечного времени: «Единожды солгав» (1987, В. Бортко, Ленфильм), «Фонтан» (1988, Ю. Мамин, Ленфильм), «Брат» (1997, А. Балабанов, СТВ).

Часто в отечественных кинолентах Петербург представал в образе других городов: викторианского Лондона («Шерлок Холмс и доктор Ватсон», 1979, Масленников, Ленфильм), или нэповской Москвы («Собачье сердце», 1988, В. Бортко, Ленфильм). Иногда город вводил зрителя в заблуждение — играл с ним. Например, в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974, Э. Рязанов, Мосфильм) скульптуры львов в Ленинграде появляются в таких местах, где их никогда не было. Об этих фильмах расскажет раздел под названием «Петербург – лицедей».

Завершает выставку рассказ о современном петербургском кино, о применении новых технологий и компьютерной графики.

На выставке организован кинозал, где будут демонстрироваться фильмы, о которых рассказано в экспозиции. С помощью музейных предметов здесь образно воссоздано пространство городского кинозала разных эпох.