Летом 2024 года закончился съемочный период волшебной сказки «Ворожея» режиссера Каролины Кубринской. Сейчас во всю идет пост-продакшн, а в 2025 фильм планируют выпустить на большие экраны. Еще во время съемок мы поговорили с Анной Некрасовой — художником по костюмам, — о том, как создавались сказочные образы персонажей. Перед Анной и ее помощниками стояла сверхзадача: за три недели разработать и собрать игровые костюмы для сказки. Творческий процесс продолжался до конца съемочного периода. Опыт работы Анны в кино более тридцати лет и умелые руки ассистентов помогли создать невероятные образы более чем для 40 персонажей.
– Я правильно понимаю, что основная масса костюмов была взята из сокровищницы «Ленфильма», а не изготавливалась с нуля?
Большая часть костюмов была подобрана в гардеробах «Ленфильма» и глобально перешита в процессе работы. Мы максимально использовали ресурсы киностудии, что, конечно, очень помогло в решении наших задач. Если позволяли сроки и была необходимость, то костюмы отшивались с нуля или кардинально переделывались из старых. Костюмерные склады «Ленфильма» вмещают в себя огромное количество костюмов, которые создавались моими коллегами по цеху для разных фильмов и постановок. Иногда бывает трудно определить первосоздателя — настолько давно костюм поселился в гардеробе. Например, тяжелые массивные доспехи из грубой кожи были переделаны из театральных. Мы полностью разобрали конструкции и вдохнули в них вторую жизнь — сконструировали новые: что-то разбирали, что-то добавляли и создавали свои.
Основа создания костюмов любого кинопроекта или спектакля — это сценарная основа, режиссерская задумка и фантазия художников по костюму, помноженные на сроки, возможности и опыт. Отталкиваясь от эскизных разработок, мы тщательно и пытливо перебрали все варианты образов, представляли, как будут выглядеть наши герои в кадре.
– Костюмы получились потрясающие
То, что точно создавалось с нуля, так это парики. Ими занимались художник по костюмам Филипп Игнатьев и художник по гриму Шейла Алекс. Каждый парик был сделан Филиппом вручную, индивидуально под главных героев. В этой работе видно руку театрального художника, его фантазию. И, по-моему, все сошлось — наши костюмы, которые мы доработали специально для картины, и парики для Белояра, Мельничихи, Нечисти и других.
– На складах киностудии за десятилетия накопилось очень много костюмов. Как вы из них выбирали?
Я работаю на киностудии больше 30 лет: пришла ассистентом, потом выросла до художника, а в 2010 году мне предложили стать художником цеха. Естественно, что я знаю наш цех «от» и «до», и в работе мне помогло именно это. И гардеробы я знаю практически наизусть, поэтому мне было легко ориентироваться в них. Мы собрали образы за три недели. Работать, не зная цеха, было бы, конечно, очень трудно — костюмы у нас в гардеробах висят поэлементно, они не скомплектованы. Девочки-секционисты очень помогли нам. А сами по себе образы для меня не новые, потому что мы делали и сказки, и разные постановки, и съемки были — и сказочные, и фантазийные, так что эти элементы мне уже встречались в работе.
Несложно собрать военный костюм или крестьянский, но у нас была задача немного отойти от русского стиля. Режиссер Каролина Кубринская не хотела, чтобы это была чистая отсылка к русскому стилю. Мы постарались сделать что-то среднее — вариант Средневековья. Но глобальных изменений не было, классические элементы — порты, рубаха, кольчуга, доспехи — были сохранены. Какие-то элементы мы ввели для того, чтобы отойти от повседневности, которую так часто любят показывать.
Если говорить о творческих спорах и противоречиях, то без этого не обошлось. Чтобы быть оригинальными, у режиссера родилась идея создать фильм в стиле «стимпанк». Я считаю, что это городской стиль — фэнтэзи с философией промышленного прогресса начала XX века. У Филиппа тоже было свое видение. Он создавал головные уборы и задекорировал Нечисть. Получилось интересно и колоритно: что-то между индейцами, папуасами и их вождями. Костюмы Нечисти как раз и привносят в нашу сказку необычный стиль, некий отголосок «панка». Наверное, можно говорить о том, что в картине у нас в принципе получилось создать новый, уникальный стиль.
– Костюмы получились продуманными и очень детализированными, ни один из них не повторяется
Ситуация в сцене диктует состояние образа, поэтому суммарно мы сделали более 70 костюмов. Если смены образов не происходит, фильм сложно смотреть. На протяжении картины у Василисы случается пять перемен в костюме — это и крестьянский образ, и образ воительницы, а в конце концов — принцессы. Мы стремились к разнообразию. Во-первых, отталкивались от задачи, во-вторых, от артиста: герои из одной деревни, поэтому костюмы у всех похожи, но одинаковых нет — даже рубахи и порты у всех разные.
– Над каким костюмом вам больше всего нравилось работать?
С опытом я заметила, что костюм, который ты создаешь, очень зависит от артиста, для которого ты делаешь этот костюм. Даже не от персонажа, а от артиста. Я считаю, у нас собралась звездная группа, а костюмы (как-то так вышло) у нас складывались сами собой: когда мы отбирали их, мы уже знали — это на маму, которую играет Анна Ковальчук… А это – на Мельничиху, Анастасию Мельникову… Это – на Анвара Либабова…, а это – на Николая Наумова. Было немного трудно работать с Катей Суворовой, потому что она еще молодая актриса. Очень хотелось подчеркнуть ее фигуру и красоту, а также учесть особенности и пожелания. Но есть драматургия и условия, в которых мы работаем. С Костей Раскатовым, нашим Волчонком, получилось гораздо быстрее. Очень многое зависит от актера, от его готовности прожить жизнь персонажа.
В процессе работы над костюмом очень помогает сам артист — он обладает своим видением образа, который мы соединяем с замыслом режиссера. Поэтому создание костюмов — это коллективная работа — режиссера, художников, актеров. Я люблю каждый наш костюм.
– Как начинается работа над костюмами?
Сначала читается сценарий, потом идет серьезная беседа с режиссером и оператором. Я считаю, что на картине главный художник – это оператор, а идею задает, естественно, режиссер. У генерального продюсера было пожелание максимально использовать студийные костюмы.
На «Ленфильме» достаточно много художников — талантливых, молодых, опытных. В сложившихся обстоятельствах проекта мне пришлось работать, как кризисный художник. Задачу нужно было выполнить в очень сжатые сроки, и по большому счету самое главное — это правильно уловить режиссерскую задумку. У режиссера должна родиться в голове идея, а художник должен ее увидеть и воплотить в костюме.
Беседу вела Эрика Шакирова.
Фото: Артем Воронцов и Эрика Шакирова