Процесс трудоемкий, но интересный
«Внимание, запись», — как только эта фраза звучит из динамиков, Сергей Фигнер начинает самоотверженно шлепать ногами по мокрому полу, стараясь попасть в такт движениям актрисы Елизаветы Шакиры в триллере «Монохром», трансляция которого идет на небольшом экране. Через пару минут мужчина натягивает на колени плотный полиэтилен и стучит по нему всеми десятью пальцами, крайне реалистично имитируя капли дождя. Потом он начинает полоскать руки в чугунной ванне, сжимать деревянные полочки и делать многие другие крайне странные для постороннего глаза действия. Профессия обязывает. Профессия звукооформитель киностудии «Ленфильм».
В начале был шум
Шумовое озвучание — важнейшая часть кино и анимации, однако появилось задолго до этих жанров. Еще в Древней Греции театралы придумали трясти железными листами для имитации раскатов грома во время спектаклей и еще множество других хитростей. Позже эти знания переняли радийщики в попытках заставить радиоспектакли звучать интереснее и богаче. Когда в кино пришел звук, шумовое озвучание стало важнейшей частью и этой индустрии.
«Только попробуйте посмотреть кино или мультфильм, в которых не слышны шаги героев, скрип дверей и другие бытовые звуки — реалистичность происходящего на экране сразу снижается до нуля. Шумы — важные средства выразительности. Например, сейчас мы озвучиваем триллер, и звуки шагов, скрип дверей и прочие помогают создать необходимую жанру напряженную атмосферу», — рассказал Сергей Фигнер.
Только малая часть шумов записывается вживую, то есть непосредственно во время съемок. В большинстве случаев звуки добавляется после того, как актеры свою работу закончили. В связи с этим киностудия просто не может полноценно существовать без цеха шумового озвучания, и в «Ленфильме» он появился в конце 20-х годов прошлого века, когда кино перестало быть немым.
«В 1931 году первая киностудия в нашей стране, которая только в 1934 году приобретет знакомое всем название “Ленфильм”, выпустила свой первый звуковой фильм “Одна” (0+) режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Озвучание фильма полностью шло на студии, соответственно что-то типа цеха шумового оформления появилось в 1929 году», — рассказал историк кино, режиссер Александр Поздняков.
Пародируем, чем можем
В 2023 году на «Ленфильме» прошел глобальный ремонт, в ходе которого возможности студии шумового озвучания серьезно расширились. Сегодня там множество разных поверхностей: асфальт, плитка, каменка, песок. Есть двери из разных материалов, целая коллекция обуви, оружия и множество бытовых предметов. Неподготовленный человек, оказавшись там, может решить, что это склад старого хлама, и только Сергей Фигнер точно знает, что и для чего.
«Главное в нашей профессии — заставить зрителей поверить в то, что все звуки, которые есть в фильме, были записаны вживую. Естественно, мы, шумооформители, не можем повторить все то, что происходит на экране ради получения нужных звуков, поэтому приходится прибегать к разным хитростям. Например, для того, чтобы имитировать звук шагов по снегу, я беру мешочек с крахмалом и начинаю его мять в такт шагам на экране. Технология старая, но прекрасно работает!», — рассказал Сергей Фигнер и тут же продемонстрировал, насколько «снежно» звучит крахмал.
Удивительно, но копна лент из старых аудиокасет может звучать как шум листвы или травы. Сломав сельдерей можно изобразить звук ломающейся человеческой шеи, не убивая реальных людей. Умиротворяющей шум прибоя могут легко сымитировать несколько сотен крохотных шариков охотничьей дроби, перекатывающихся в деревянной коробке. А для создания скрипа дверей и пола в цехе есть специальное деревянное устройство.
«Если надо озвучить драку двух людей, то я бью мясо. Обычно беру три килограмма говядины, бью ее как следует, а вечером ем вкусные мягкие котлетки. Удары по мясу звучат очень естественно, это только Болливуд может позволить себе каждый удар изображать громогласным дыщ!», — сказал Сергей Фигнер.
Звукоофирмители избегают разрушений, поэтому редко, например, бьют посуду.
«Многие звук бьющего стекла изображают металлическими пластинками, и получается действительно похоже, но я этот метод не использую. Все-таки звук бьющейся тарелки значительно отличается от раскалывающейся бутылки. Возможно, зрители этой разницы не заметят, но я замечу. Да и делать надо правильно, а не лишь бы было. Впрочем, бывают случаи, когда режиссер фильма настаивает на том, чтобы звуки были максимально аутентичными, тогда действительно приходится бить посуду. Но такое происходит нечасто», — сказал Сергей Фигнер.
В мире нет заведения, в котором учат подобным хитростям, все передается из уст в уста, от мастера к ученику.
«Звукооформители — люди штучные, профессия редкая. Основателем профессионального подхода к шумовому озвучанию на “Ленфильме” был Александр Александрович Шабельский. Когда он работал, шумы назвались шумами Шабельского. Он подготовил уже следующее поколение звукооформителей: Владимира Иванова, Юрия Соколова, Германа Львова-Белова, Артура Козлова, Владимира Чапузов. Вот они стали моими учителями», — сообщил Сергей Фигнер.
Большая часть способов имитации разных шумов была придумана в прошлом веке. Однако работая над озвучиванием фильма «Ночной дозор» (12+), Сергей Фигнер создал собственный звук.
«Там есть сцены, когда главный герой вытягивает меч из своего позвоночника. Для того, чтобы это звучало реалистично, я сложил вместе три звука — мясо, кости, металл. По-моему, получилось роскошно, но, к сожалению, на финальном монтаже его приглушили», — рассказал он.
Сергей Фигнер признается, что часто смотрит фильмы, чтобы оценить работу не актеров, оператора или режиссера, а именно своих коллег.
«Больше всего меня поразил и вдохновил звук отрывающихся примерзших к двери волос героини Кейт Уинслет в фильме “Титаник” (12+). Вот это профессиональный подход», — заверил он.
Нужны двое
Сергей Фигнер озвучивает мультфильмы, фильмы и целые сериалы в одиночку, прекрасно изображая шум, который создают не только мужчины, но и женщины с детьми. Нет, на каблуках он не ходит, у него есть туфли со специальной подошвой, которая издает характерный для шпильки звук.
«В среднем за восьмичасовой рабочий день я озвучиваю 10 минут материала. Иногда быстрее, иногда гораздо медленнее — все зависит от поставленных задач. Например, режиссер Алексей Герман очень серьезно подходил к каждому этапу создания фильма, поэтому над его картинами я работал гораздо дольше», — рассказал он.
Однако для того, чтобы созданный Сергеем Фигнером звук дошел до фильма в соседней комнате все это тщательно фиксирует звукорежиссер Юрий Елифтерьев.
«Я слежу за тем, насколько натуралистично звучит то, что делает Сергей Эдгардович, насколько он попадает в такт. Я сразу анализирую, как эти звуки будут звучать вместе, будут ли производить должный эффект уже в кино, где их обязательно приглушат. В советские годы до фильма доходило только 10-15% от того, что записывали оформители, сейчас в кино остается порядка 80% шума, и это хорошо», — рассказал он.
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»