Николай Крюков увлекся театром в юности, работая на заводе и занимаясь в кружке. В 1935 г. окончил театральную студию при Большом драмтеатре и стал актером. Его дебют — фильм «Морской пост» (1938). В 1940 г. начал сниматься в «Политрук Колыванов», но съемки прервала война. Во время блокады Ленинграда он продолжал играть, пока не заболел и не попал в больницу. В 1942 г. театр эвакуировали, затем он оказался в оккупации в Пятигорске, а позже — в Берлине. После войны труппа вернулась в СССР, но Крюков был обвинен в сотрудничестве с оккупантами и лишен права работать в театрах. В 40 лет ему пришлось начинать карьеру практически с нуля – он играл в провинциальных труппах и только после 1953 г. смог вернуться на съемочную площадку. А в 43 года он наконец переехал в Ленинград и был принят на киностудию «Ленфильм».
Популярность пришла к нему в зрелом возрасте. В 1958 г. он сыграл летчика в фильме «Последний дюйм», получив премию Всесоюзного кинофестиваля за лучшую мужскую роль года.
Николай снялся в лентах: «Последний дюйм», «Поднятая целина», «Мандат», «Улица Ньютона, дом 1», «На диком бреге», «Ее имя – Весна», «Красный дипломат», «А вы любили когда-нибудь?», «Умные вещи», «В то далекое лето», «Одиннадцать надежд», «Ждите меня, острова!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» («Смертельная схватка»), «Две строчки мелким шрифтом», «Девушка и Гранд», «20-е декабря», «Семь часов до гибели», «Остров сокровищ», «Жизнь Берлиоза», «Хлеб – имя существительное», «Софья Ковалевская», «Левша», «Серебряные струны», «Убийство на Монастырских прудах», «Палач», «22 июня, ровно в 4 часа…», «Тайна», «Освящение храма».
У него было не много главных ролей, но благодаря характерной внешности, мастерству перевоплощения и убедительности, создаваемые им образы легко и надолго запоминались даже в небольших эпизодах.