Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

Оживить картинку: Как на «Ленфильме» создают шелест травы, гул ветра и рокот моря

11 Сентября 2019

ВЫ СЛЫХАЛИ, КАК ЗВУЧАТ ШАГИ?

Если ты видишь на экране табун лошадей – не верь ушам своим. Это не кони бьют землю копытами: это легендарный шумовик «Ленфильма» Сергей Фигнер искусно стучит пластиковыми чашками по собственным коленкам. Со скрипом телеги, звуком шагов и даже шумом морского прибоя – та же история: все звуки «ненастоящие». Трудно поверить, но абсолютно весь шум, вся речь – да даже гул ветра – записывают поверх уже снятого кадра.

– Записывать звук со съемочной площадки можно. Но незачем, – сразу поясняет звукооформитель Сергей Фигнер, встречая нас на границе своего шумового царства. – Во-первых, есть понятие международной фонограммы: если хотите продать фильм за рубеж, речь придется продублировать, а чтобы это сделать, шумовая дорожка должна быть отдельной. Во-вторых, сделать это качественно слишком трудоемко технически, а если съемки проходят на улице, то и вовсе невозможно. Еще одна причина касается сериалов: их снимают порой так быстро, что актеры не успевают выучить текст, поэтому им подсказывают слова прямо на площадке.

Актерам приходится начитывать текст заново, точно попадая в движения своих губ в кадре. Отдельно на картинку накладывают и музыку, и другие звуковые фоны. А вот если персонаж скрипит дверью или ставить чашечку на блюдечко, в дело вступает шумовой цех. Именно его незаметная работа, по сути, делает фильм живым.

– Чем больше звуковых нюансиков, тем естественнее картинка, – объясняет Фигнер. – И, чем естественнее, тем меньше зритель задумывается, что все это записано далеко не за один раз: он просто погружается в атмосферу.

ШУМОВИК И «МОРЕ»

Владения Фигнера – студия звукозаписи и комната с инструментами, по размерам напоминающая актовый зал среднестатистической школы. Шумовой цех «Ленфильма» считается одним из крупнейших в стране. На полу – «пазл» из линолеума и скрипучего паркета, земли и воды, бетона и камня. Для озвучки шагов имеется целая батарея обуви. Часть ее умещается в большущий старинный сундук. Он, кстати, тоже «музыкальный» – с механическим замком-сигнализацией, который при попытке взлома бьет, как часы.

– Не вся эта обувь из моего гардероба: собирал коллекцию по друзьям и знакомым, что-то по наследству досталось, – улыбается Сергей. – Озвучивая, смотрю, конечно, что на актерах – ботинки с каблуком или кроссовки. Ну, а дальше начинается творчество. Даже если два персонажа идут в одинаковых ботинках, озвучивать их шаги одинаково – это некрасиво, а потому для одного, например, подбираешь обувку с резиновым каблуком, для второго – с кожаным.

Специалист сам решает, не только чем шагать, но и когда. В кадре не видно ног? Не беда: темп ходьбы всегда можно почувствовать по движению плеч и даже глаз. Случаются, конечно, и конфузы. Недавно, например, персонажа телесериала «провели» по помосту, а в следующей серии выяснилось, что у него под ногами был ковер. Пришлось переозвучить.

Есть в студии и арсенал оружия. Сами выстрелы – дело пиротехников, но шумовики могут добавить звук затвора. Вот Калашников, который мимикрировал под инопланетный бластер для роли в «Обитаемом острове». Рядом – охотничье ружье.

Если в кино шуршит трава, то это наверняка магнитная лента. Скрип качелей изображают проржавевшей петлей ворот. Есть в арсенале Фигнера даже собственное «море» – металлическая коробка с мелкой дробью. «Море» приходится кстати не только в фильмах-маринах: им изображали звук, с которым на мелкие кусочки рассыпается стеклянная автобусная остановка, или шум опрокинутого в бане таза с водой.

– Но на самом деле девяносто процентов синхронных шумов делаются тем же предметом, что в кадре, – говорит специалист. – Зачем изобретать устройство для звука постановки чашки на блюдце, когда можно просто поставить чашку на блюдце?

ЗАМОРОЧЕННЫЕ ЗВУКИ

Дверь студии закрывается. Начинается озвучение фрагмента сериала «Екатерина». С той стороны микрофона шум принимает технический специалист цеха Юрий Елифтерьев.

В паре с Фигнером он работает последние двенадцать лет, а впервые озвучили телеспектакль в 1994-ом. Хотя Юрий заведует технической стороной процесса, однажды ему пришлось поменяться местами с напарником: Фигнер получил производственную травму (неудачно передернул оружейный затвор) и не мог изображать топот копыт, а фильм был как раз про лошадей.

Вот и теперь фрагмент, который нужно озвучить, тоже лошадиный. Раз – промчалась конница (Сергей стучит по коленкам пластиковыми чашечками). Два – пронеслась телега (Фигнер вращает специальный трехколесный агрегат, изобретенный еще родоначальником щумового озвучения на «Ленфильме» Александром Шабельским). Три – телега заскрипела (в дело пошла деревянная конструкция, смазанная керосином). Четыре – коней стало больше (Сергей стучит ногами по земле, чтобы сделать топот копыт гуще). Пять – зазвенела уздечка (ее изобразил ремень с массивной пряжкой). Шесть – одну из лошадок ведут под уздцы (ее озвучили отдельно).

Итого минутный фрагмент фильма прогнали шесть раз. А ведь еще нужно добавить ветерок, лесной фон, щебет птиц.

– Но это уже к специалистам по фонам, – поясняет Юрий Елифтерьев. – Они ходят по лесам, звуки природы записывают. Кузнечиков, птичек – кого найдут.

Сколько раз прогнать один и тот же эпизод, зависит от фильма и задумки автора. Так, звукорежиссер Кирилл Василенко предпочитает многослойный шум, на запись которого уходит по полсотни каналов.

– Бывают и особенные пожелания от режиссера, какие-нибудь феноменальные звуки, – продолжает Елифтерьев. – В «Бумажном солдате» нам пришлось изобретать звенящие рельсы.

– Вообще у Германа-младшего самые замороченные шумы, – добавляет Фигнер. – «Хрусталев, машину!» мы делали три месяца, «Трудно быть богом» – полгода, хотя обычная картина делается неделю, от силы две.

ПЕРВЫЙ ШУМ

Когда Фигнер записал свой первый киношум, ему было семь. Легендарный звукооформитель Эдгар Фигнер разрешил сыну поучаствовать в работе над лентой «Удивительный заклад».

– Папа впервые привел меня на студию, и мне очень хотелось принять участие в процессе, – вспоминает Фигнер. – Тогда он доверил мне поставить стул в сцене, где мальчик бегает вокруг стола и ставит стул на пол: «Увидишь на экране, что ставит, – и ты ставь», – объяснял он.

С тех пор прошло полвека и несколько тысяч фильмов. Методика шумозаписи изменилась. Раньше у шумовика не было право на ошибку, перезаписать пленку было невозможно, а потому записи предшествовали долгие коллективные репетиции: один стучит «копытами», второй бренчит «уздечкой», третий крутит колеса «телеги». Сегодня все это может записать один человек, причем «с листа». Деревянные чашечки «копыт» (в голливудской версии – скорлупки кокоса) заменили пластиковые.

Но творчество осталось тем же. И ему нигде не учат. В идеале, кандидат в шумовики должен быть с музыкальным образованием, слухом и чувством ритма. Но иногда это только мешает, ведь не всегда герои фильмов шагают в долю.

Пленочную фонотеку «Ленфильма», одну из богатейших в России, сейчас оцифровывают. Современные фантастические фильмы все чаще обращаются к голливудским шумам.

– Но каждый шаг, каждое открытие двери особенное, – отмечает Юрий. – Уже записанный когда-то звук придется в трех местах разрезать и четыре раза подвинуть, чтобы эта ручка открывалась именно так, как ее открыл этот персонаж.

– Подставлять шаги из фонотеки под кадр – это безумие, – вторит ему Сергей. – Сериалы по большей части удовлетворяются фонотекой. Но все равно она никогда не сможет заменить шум: без него картинка умирает.

Источник

Автор: АННА ПОСЛЯНОВА Фото: АРТЕМ КИЛЬКИН