Поделиться новостью —

Читайте также

27 Июня 2025

27 июня 1961г. состоялась премьера кинокомедии «Полосатый рейс» режиссера Владимира Фетина.

26 Июня 2025

Киностудия «Ленфильм» подписала меморандум

25 Июня 2025

25 июня 1915 г. родился артист театра и кино заслуженный артист РСФСР - Николай Крюков

К списку новостей

Жанна д’Арк из Речинска

12 Октября 2020

В 1970 году на экраны страны вышел второй художественный фильм режиссера Глеба Панфилова «Начало». Лента, снятая на киностудии «Ленфильм», стала не только признанием режиссера в любви своей музе – актрисе Инне Чуриковой, но и продолжением их плодотворного творческого союза.

Над «Началом» работала практически та же творческая группа, что и в первой картине Глеба Панфилова «В огне брода нет». Сюжет обоих фильмов в чем-то перекликается: это история неказистой провинциалки, которая буквально расцветает на глазах зрителя благодаря своему художественному таланту.

Идея фильма в фильме

Инна Чурикова и Глеб Панфилов после выхода на экраны первой картины собирались снять историю народной героини Франции Жанны д’Арк. На идею даже откликнулись французские продюсеры, которые были готовы вложить деньги в совместный проект. Но они хотели видеть в главной роли актрису из своей страны, а Панфилов представлял только одну кандидатуру – Инну Чурикову. В итоге до воплощения фильм о Жанне д’Арк так и не дошел. К тому же киноначальники СССР посчитали, что без участия французов незачем снимать фильм на зарубежную тематику. И тогда Панфилов выдвинул новую гениальную концепцию – снять фильм о современной девушке, где история Жанны д’Арк стала бы своеобразным «фильмом в фильме».

По сюжету ткачиха из провинциального городка Речинска Паша Строганова мечтала стать актрисой, но к ее мечте мало кто относился серьезно. Ей даже в народном театре ролей не давали, разве что роль Бабы-яги.

Но происходит чудо: в захолустном клубе появляется режиссер, который намерен снять фильм о Жанне д’Арк. Сбывается мечта Паши, ее приглашают на главную роль. У нее начинается совсем другая жизнь, полная настоящих творческих мук, терзаний и озарений.

В съемках участвовала… съемочная группа

Кроме Инны Чуриковой в фильме сыграли Валентина Теличкина, Татьяна Степанова, Леонид Куравлев, Михаил Кононов, Нина Скоморохова, Татьяна Бедова и другие. К слову, у Михаила Кононова в фильме две роли. Он сыграл не только соседа по коммуналке главной героини, но и шута в эпизоде казни Жанны д’Арк.

Еще одной отличительной чертой фильма стоит отметить подачу съемочного процесса истории о Жанне д’Арк. Роли съемочной группы в фильме исполняли непрофессиональные актеры, члены съемочной группы фильма. Режиссера Игнатьева сыграл сценарист Юрий Клепиков, второго режиссера – второй же режиссер фильма Геннадий Беглов, оператора – оператор Дмитрий Долинин, помрежа Степана Витальевича – врач Вячеслав Васильев.

Стоит отметить, что неожиданным образом обыграно название: в фильме нет начальных титров. А название «Начало» появляется на экране в конце вместо привычного «Конец фильма».

Нормандия под Муромом

Городок Речинск снимали в Муроме Владимирской области. Именно там героиня Чуриковой ходила на танцы, гуляла по улицам. Глеб Панфилов объяснял свой выбор так: «Муром, по-моему, это истинно русский город, с традициями народной старины. Именно таким мне представляется Речинск, где живет Паша». Местные жители участвовали в массовке и даже дали напрокат велосипед Михаилу Кононову.

Эпизоды с Жанной д’Арк снимали неподалеку, в селе Спас-Седчино. Построили декорации средневекового замка, где были поставлены сцены допроса Жанны инквизиторами. «Походные» сцены снимались в окрестных полях и перелесках. По словам Глеба Панфилова, природа Владимирщины очень похожа на Нормандию. Конечно, построить масштабную декорацию средневекового замка не позволял бюджет фильма, а найти подходящую готическую натуру в средней полосе России было негде. В итоге пришлось еще строить и декорации церкви Сент-Уэн, что в Руане. Ее внешний вид и размеры вполне соответствовали замыслам съемочной группы. Построил ее художник Марксэн Гаухман-Свердлов по найденной им гравюре этой церкви, сделанной с натуры еще в XIX веке.

В кинотеатры стояли очереди

Многие критики неоднозначно оценили фильм, сравнивая новую картину Панфилова с прошлой. Однако его талант неизменно признавали все. Газета «Кадр» 1970 года сохранила высказывание режиссера Владимира Венгерова, создателя «Кортика» и «Двух капитанов». В те годы он руководил Третьим творческим объединением «Ленфильма».

«Слово «талантливый» звучит в этом помещении не так редко, но в данном случае оно звучит вполне заслуженно, – писал Венгеров. – Я считаю неверным сравнение этой работы с уровнем «Ленфильма» вообще и с уровнем других произведений. Мне легче сравнивать Панфилова с Панфиловым. Я предпочитаю первую картину Панфилова этой картине. Думаю, что мое это суждение не заденет чести этой картины. Эта картина, может быть, сделана ярче и талантливее, в ней проявлена рука уже более зрелого мастера, накал здесь больше, чем «В огне брода нет», но здесь гораздо меньше содержания, чей в той картине».

На долю фильма «Начало» выпал потрясающий успех. Панфилов вспоминает, как из окон ленинградской квартиры наблюдал нескончаемые очереди в кинотеатр. Журнал «Советский экран» назвал Инну Чурикову лучшей актрисой года.

В 1971 году на 32-м Венецианском кинофестивале Глеб Панфилов получил «Серебряного льва», а Инна Чурикова – золотую награду.

Источник