С 15 по 26 июля на территории киностудии «Ленфильм» будет проходить спектакль «Билет в кино», созданный независимой художественной лабораторией «Вокруг да около” – документальное путешествие, посвященное женщинам «Ленфильма».
Спектакль входит в основную программу Международного Летнего фестиваля искусств «Точка доступа» — крупнейшего форума сайт-специфического и иммерсивного искусства в России. Зрители и зрительницы спектакля пройдут невидимыми тропами, на которых оказывались не всякие сотрудники киностудии, и услышат истории невидимого труда женщин “Ленфильма». В основу постановки легли документальные интервью с работницами “Ленфильма”, которые рассказывают о своей жизни в кино, а также прошлом, настоящем и будущем киностудии.
Приобрести билеты и подробнее ознакомиться с содержанием спектакля можно на сайте фестиваля
Параллельно в киноцентре «Ленфильм» пройдет ретроспективная программа, составленная из фильмов, снятых на киностудии женщинами-режиссерами: «Жена ушла» Динары Асановой, «Петербург» и «Маленькие трагедии» Ирины Евтеевой, «Познавая белый свет» Киры Муратовой. Завершит программу специальный показ фильма «Голос» Ильи Авербаха, снятый по сценарию Натальи Рязанцевой и рассказывающий о судьбе и положении актрисы на «Ленфильме» начала 1980-х.
17 июля, 17.00
«Жена ушла», реж. Динара Асанова, 1979, 91 мин., 0+
Фильм представляет кинокритик, исполнитель главной детской роли Дмитрий Савельев
Семейная драма Динары Асановой об одном разводе в Советском Союзе. Прораб Клюев по прозвищу «Чанита» (Валерий Приёмыхов) живет, как он считает, душа в душу с женой и сыном. Ничего не предвещало внезапных перемен, но однажды ночью Чаните снится тяжелый сон. Открыв глаза, герой обнаруживает, что его жена Вера ушла.
Эссе Ассы Новиковой к дню рождения Динары Асановой
18 июля, 17.00
«Петербург», реж. Ирина Евтеева, 2003, 52 мин., 0+
«Маленькие трагедии», реж. Ирина Евтеева, 2009, 38 мин., 12+
Фильмы представляет режиссер Ирина Евтеева
«Петербург» повествует об анимационном путешествии героя в кинематографическом пространстве старых фильмов, о наводнении образами, маскараде, метели, о стражах города, о проекциях, которые отражают подчас трагические события. Компьютерщик Алексей попадает не в реальное прошлое Петербурга, а входит буквально в пространство старых фильмов и вступает в контакт с его героями. Желание героя обрести себя (свое время) заново через прошлое, рисование во время съемки, изменяющее и по иному трактующее смысл известных эпизодов, диалог с уже запечатленными кадрами становится сюжетным ходом и смыслом картины.
В «Маленьких трагедиях» основные общечеловеческие, вечные конфликты получают специфическую интерпретацию: сталкиваются вещи, идеи и люди. Это мир «сдвинутый», здесь все на изломе: неподвижное движется, любовь торжествует на гробах, тонкое эстетическое чувство приводит к убийству, а пиры оказываются пирами смерти.
Смысловой центр «Скупого рыцаря», «Каменного гостя», «Моцарта и Сальери» и «Пира во время чумы» образуются мотивом гибельного пира. Во всех сюжетах пир связывается со смертью: пир среди сундуков с золотом, пир с гостем статуей, пир-убийство и пир в чумном городе. При этом во всех случаях пир имеет не только зловещий, но и извращенный характер, он кощунственным образом нарушает коренные нравственные запреты, которые должны оставаться для человека нерушимыми.
24 июля, 17.00
«Познавая белый свет», реж. Кира Муратова, 1978, 79 мин., 12+
представляет кинокритик Виктория Смирнова-Майзель
Единственный фильм Киры Муратовой, снятый на киностудии «Ленфильм».
Антон Долин о Кире Муратовой:
«Полный ложных отражений и ночных бликов света, построенный на парадоксальном монтаже и свободном повествовательном ритме, включающий цитаты из Лермонтова и камео Людмилы Гурченко, «Познавая белый свет» стал самым нежным и светлым из фильмов Муратовой, интимной и универсальной историей любви. Операторская работа Юрия Клименко — одна из самых изобретательных и изысканных в его карьере. За кадром и в кадре звучат фортепианные романсы выдающегося украинского композитора Валентина Сильвестрова, которые он сам называет «слабой музыкой».
25 июля, 17.00
«Голос» Авербах, 1982, 92 мин., 12+
После показа состоится обсуждение всей кинопрограммы с участием кинокритика, руководителя культурно-выставочного центра «Ленфильм» Константина Шавловского и режиссера Маши Годованной.
Молодая актриса Юлия Мартынова тяжело больна. Она лежит в больнице, но украдкой время от времени выбирается оттуда на киностудию, где проходит озвучивание ее последней картины. Работа идет тяжело, в съемочной группе царит полная неразбериха, постоянно происходят какие-то ЧП, еще не снят финал фильма, не написана музыка, композитор избегает режиссера, оператор собирается по своим личным делам уезжать в Болгарию… В этой ситуации никто всерьез не относится к болезни Юли. Она обижается, но продолжает работать, понимая, что в кино самое важное — это результат твоей работы. Мартынова умирает, не успев озвучить всего несколько маленьких сцен — это за нее сделала другая актриса.
Интервью Константина Шавловского с Алисой Таежной о женском взгляде в советском кино