С 15 по 26 июля на территории киностудии «Ленфильм» будет проходить спектакль «Билет в кино», созданный независимой художественной лабораторией «Вокруг да около» – документальное путешествие, посвященное женщинам «Ленфильма». Постановка вошла в Основную программу фестиваля «Точки доступа».
Авторы спектакля размыкают киноэкран, отправляя зрителя в путешествие по процессу производства фильма, «расколдовывают» магию кино и расщепляют власть режиссера-демиурга, показывают то, что происходит за пределами кадра. «Билет в кино» — спектакль о невидимых женщинах, чьими руками на разных этапах производства создаются картины «Ленфильма», но чьи лица никогда не попадают в объектив камеры.
Зрителю предстоит бродить по лабиринтам «Ленфильма», проходить мимо гримерок и библиотек, слушать голоса работниц киностудии, спускаться и подниматься по лестницам, по которым вместе с мастодонтами кинематографа ходили женщины-невидимки отечественного кино. Спектакль наполнен маленькими, личными и тайными историями: как все важные вопросы решались в кафе киностудии, как многие профессии ушли в небытие с развитием технологий, как людям не приходило в голову спрашивать о зарплате, ведь их преданность кино была сильнее материального вознаграждения.
Дарья Бреслер: «Нам предложил сделать спектакль на «Ленфильме» Константин Шавловский, он сразу пунктирно обозначил тему женского труда. Мне самой и моим коллегам доводилось работать в кинематографе, наш коллектив преподаёт в Школе нового кино, так что я знаю, как устроен этот процесс изнутри, и соглашусь с выражением одной из наших героинь, что часто он похож на «добровольное рабство». Мы решили расширить фокус исследования и порассуждать на тему невидимого труда в кино безотносительно привязки к гендеру или полу.
Ещё интересно было поискать место женщины и женского вообще в киноиндустрии. Важно было понять, как эта сфера была устроена раньше, услышать от первого лица «каково быть женщиной на Ленфильме», узнать, что изменилось сейчас, увидеть перспективу.
В процессе исследования я столкнулась с ещё одной задевающей меня за живое темой — ностальгией. На месте гиганта – «Ленфильма» почти ничего не осталось, и те немногие, что продолжают трудиться в его стенах, естественно, испытывают тоску по ушедшей эпохе. Эту тоску очень сложно развеять, она вжилась в людей и здания. Новое руководство «Ленфильма» (а за последние несколько лет оно менялось много раз) прилагает усилия, чтобы реформировать студию, но я вижу, как эти попытки буквально тонут в инертности.
По мнению нашей героини Людмилы Карловны Платуновой, «Ленфильм» (да и весь Петербург) всегда был умирающим и «оказался впереди планеты всей» именно тогда, когда совпал с общим настроением умирания во всем мире — в 70-е, в эпоху застоя. Так тоска становится движущим элементом художественного созидания. Мне хотелось использовать этот принцип и в работе над спектаклем».
В онлайн-версии проекта зрители смогут послушать подкасты о женщинах киностудии. В последний день фестиваля на сайте спектакля пройдет премьера фаунд-футаджа о процессе кинопроизводства, которым открывается каждый офлайн-показ спектакля.
Параллельно в киноцентре «Ленфильм» пройдет ретроспективная программа, составленная из фильмов, снятых на киностудии женщинами-режиссерами: «Жена ушла» Динары Асановой, «Петербург» и «Маленькие трагедии» Ирины Евтеевой, «Познавая белый свет» Киры Муратовой. Завершит программу специальный показ фильма «Голос» Ильи Авербаха, снятый по сценарию Натальи Рязанцевой и рассказывающий о судьбе и положении актрисы на «Ленфильме» начала 1980-х.
17 июля, 17:00 – «Жена ушла». Фильм представляет кинокритик, исполнитель главной детской роли Дмитрий Савельев
Семейная драма Динары Асановой об одном разводе в Советском Союзе. Прораб Клюев по прозвищу «Чанита» (Валерий Приёмыхов) живет, как он считает, душа в душу с женой и сыном. Ничего не предвещало внезапных перемен, но однажды ночью Чаните снится тяжелый сон. Открыв глаза, герой обнаруживает, что его жена Вера ушла.
18 июля, 17:00 – «Петербург», реж. Ирина Евтеева. Фильмы представляет режиссер Ирина Евтеева.
«Петербург» повествует об анимационном путешествии героя в кинематографическом пространстве старых фильмов, о наводнении образами, маскараде, метели, о стражах города, о проекциях, которые отражают подчас трагические события. Компьютерщик Алексей попадает не в реальное прошлое Петербурга, а входит буквально в пространство старых фильмов и вступает в контакт с его героями. Желание героя обрести себя (свое время) заново через прошлое, рисование во время съемки, изменяющее и по иному трактующее смысл известных эпизодов, диалог с уже запечатленными кадрами становится сюжетным ходом и смыслом картины.
24 июля, 17:00 – «Познавая белый свет», реж. Кира Муратова. Фильм представляет кинокритик Виктория Смирнова-Майзель.
Единственный фильм Киры Муратовой, снятый на киностудии «Ленфильм».
25 июля, 17:00 – «Голос» реж. Илья Авербах. После показа состоится обсуждение всей кинопрограммы с участием кинокритика, руководителя культурно-выставочного центра «Ленфильм» Константина Шавловского и режиссера Маши Годованной.
Молодая актриса Юлия Мартынова тяжело больна. Она лежит в больнице, но украдкой время от времени выбирается оттуда на киностудию, где проходит озвучивание ее последней картины. Работа идет тяжело, в съемочной группе царит полная неразбериха, постоянно происходят какие-то ЧП, еще не снят финал фильма, не написана музыка, композитор избегает режиссера, оператор собирается по своим личным делам уезжать в Болгарию… В этой ситуации никто всерьез не относится к болезни Юли. Она обижается, но продолжает работать, понимая, что в кино самое важное — это результат твоей работы. Мартынова умирает, не успев озвучить всего несколько маленьких сцен — это за нее сделала другая актриса.
Команда проекта
Театральная/художественная лаборатория «Вокруг да около»: Лейла Алиева, Дарья Бреслер, Женя Л Збань, Влада Миловская, Евгений Киуру, Артём Степанов, Андрей Муждаба, Андрей Мартынов.
Фестиваль «Точка доступа» знакомит зрителей с сайт-специфик и иммерсивным театром. Средствами театра и современного искусства фестиваль продолжает исследовать городскую среду и задавать вопросы о времени, обращаться к актуальному контексту жизни в стране и мире. Это один из немногих российских фестивалей, создающих собственные спектакли.