Ливанов Василий
- Карьера: Актер
- Дата рождения: 19 Июля 1935 г.
Родился 19 июля 1935 года в Москве, в актёрской семье.
Заслуженный артист РСФСР (27.11.1981). Народный артист РСФСР (18.04.1988).
Его дед, Николай Ливанов (сценический псевдоним Извольский), был актёром сначала провинциальных, потом столичных театров. Отец, Борис Николаевич Ливанов (1904-1972), — выдающийся актёр, сыгравший около 40 ролей в Художественном театре и 30 — в кино. Завсегдатаями дома Ливановых были Качалов, Пастернак, Довженко, Черкасов, Тарханов, Кончаловский.
Учился в мужской школе № 170, затем, с 1950 года по 1954 год — в Московской средней художественной школе.
По окончании художественной школы поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина. Помимо освоения тонкостей актерского искусства, пробовал силы в режиссуре — поставил на студийной сцене «Трех толстяков» Юрия Олеши (дипломная работа) и сам оформил спектакль. Музыку к спектаклю написал Геннадий Гладков — одноклассник и сосед по школьной парте, а в будущем — замечательный композитор, соавтор В. Б. Ливанова по многим работам в кино, театре и мультипликации.
После окончания Щукинского училища, в 1958 году, принят в труппу Театра имени Вахтангова. Не сыграв ни одной роли на сцене, через год распрощался с театром.
В 1959 году дебютировал в кино в фильме кинорежиссёра Михаила Калатозова «Неотправленное письмо». Для достоверности режиссёр предложил озвучить зимние сцены «Неотправленного письма» прямо на улице в 40-градусный мороз. Но сильные порывы ветра производили ужасный шум, актёры пытались его перекричать, и в итоге на пленке получился брак. А Ливанов сорвал голос, который спустя несколько дней восстановился. Так появился уникальный тембр голоса Василия Ливанова.
Затем последовал ряд ярких ролей — Пётр в «Слепом музыканте» (реж. Татьяна Лукашевич), народоволец Крыльцов в «Воскресении» (реж. Михаил Швейцер), врач Саша Зеленин в «Коллегах» режиссёра Алексея Сахарова. Василий Ливанов получил по-настоящему широкую известность. На кинофестивале в Мар-дель-Плате он был назван «самым популярным актёром года».
В середине 1960-х годов отказывается от предложений сыграть роль очередного «очкарика» и поступает на Высшие курсы кинорежиссуры. Через 2 года, в 1966 году с отличием защитил диплом — мультипликационным фильмом по своему же сценарию «Самый-самый-самый».
Затем были новые идеи, оригинальные сценарии, режиссерские работы, как правило, не укладывающиеся в рамки устоявшихся канонов. Сценарий фильма «Жу-жу-жу» (1967) — забавная и немного грустная сказка о пчеле-одиночке. В мультфильме «Синяя птица» (1970) автор сценария и режиссер Василий Ливанов перенёс героев тревожной сказки Метерлинка в реалии ХХ века со всеми новейшими достижениями злых сил. Научно-фантастический фильм «Фаэтон — сын солнца» (1972), имевший большой успех, соединил в себе сказку, античный миф и результаты современных научных изысканий.
Жанр мультипликации стал для Ливанова проекцией не только его талантов, но и самой души, жизненной философии, личного миропонимания. После выхода на экран фильма «Фаэтон — сын солнца» Александр Митта отозвался о его авторе такими словами: «Он проложил тропинку в неосвоенный мир искусства будущего».
Классикой отечественной мультипликации стал мультфильм по сценарию Василия Ливанова (совместно с Юрием Энтиным) «Бременские музыканты» (1969) с замечательной музыкой Геннадия Гладкова. По требованию зрителей всех возрастов было снято продолжение — «По следам бременских музыкантов» (1972), а в 2001 году вышел фильм «Новые бременские».
Неповторимый голос Василия Ливанова одушевил всеми любимые мультяшные персонажи — Карлсон («Малыш и Карлсон», «Карлсон вернулся»), Крокодил Гена (в серии мультфильмов о Крокодиле Гене и Чебурашке), Удав («38 попугаев» и другие мультфильмы этой серии). А всего голосом Василия Ливанова говорят на экране около 300 персонажей — крокодилы, волшебники, коты, ослики, собаки, медведи, пеликаны, пираты, птицы; злые и добрые, наивные и мудрые, большие и маленькие… В мультфильме же «Как Маша поссорилась с подушкой» он озвучивает всех персонажей — от девочки Маши до летучей мыши.
В 1979 году сыграл роль непревзойденного сыщика «всех времен и народов» — респектабельного и благородного Шерлока Холмса (11 серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» снимались режиссёром Игорем Масленниковым на «Ленфильме» в 1979-1986 годах). При этом Ливанов и Соломин так сыграли гения сыска и его верного друга доктора, что самими англичанами были признаны лучшими в мире исполнителями этих ролей.
В 1984 году снял по своему сценарию на ЦТ документально-художественный фильм о своем отце — «Борис Ливанов». В 1988 году выступает в новой для себя роли: создаёт и на протяжении 5 лет выступает в качестве художественного руководителя первого российского антрепризного театра «Детектив». Василий Ливанов — автор пьес «Бременские музыканты» (совместно с Юрием Энтиным; впервые поставлена им же в 1974 году в Театре имени Ленсовета), «Дон Жуан» (совместно с Гарри Бардиным; впервые поставлена в 1976 году С. В. Образцовым в Центральном театре кукол), «Мой любимый клоун» (первая постановка — Малый театр, 1983 год), «Исполнитель» (совместно с В. Валуцким; впервые поставлена в Московском экспериментальном театре «Детектив» в 1989 году). Несколько раз переиздавались сборники сказок «Самый-самый-самый» (1975) и его повестей «Легенда и быль» (1980). Эти сборники выпущены за рубежом на английском, испанском, сербском, румынском, турецком языках. С 1979 года Василий Ливанов — член Союза писателей. В 2002 году в издательстве «Дрофа» вышел полный сборник его сказок «Дед Мороз и лето». В 2001 году на канале ТВЦ создал цикл передач «Московские истории Василия Ливанова» (9 выпусков). Академик, член президиума Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2002).
27 апреля 2007 года в Москве, на Смоленской набережной, у стен посольства Великобритании, открыли скульптурную композицию «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (скульптор Андрей Орлов). Прототипом Шерлока Холмса послужил Василий Ливанов, а доктора Ватсона — Виталий Соломин.