Мотыль Владимир Яковлевич
- Карьера: Режиссер, Сценарист
- Дата рождения: 26 Июня 1927 г.
- Дата смерти: 21 Февраля 2010 г.
Кинорежиссёр, сценарист.
Родился 26 июня 1927 года в городе Лепель, Беларусь.
Окончил актёрское отделение Свердловского театрального института (1948), исторический факультет Свердловского университета (1957, заочно).
Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила. С 1955 года — главный режиссёр Свердловского ТЮЗа. В 1957-1960 годах — режиссёp Свердловской к/ст. После 1960 года не состоял в штате ни одной киностудии страны. В 1976-1985 годах — художественный руководитель Студии художественных фильм ТО «Экран» Останкино. Дебютировал на такжикской киностудии фильмом «Дети Памира».
Но настоящим дебютом Мотыля стала картина «Женя, Женечка и катюша». Это был первый комедийный фильм о войне, что очень не понравилось киночиновникам. Но его всё-таки выпустили на экран, и фильм имел оглушительный успех у зрителя.
Но подлинная всенародная слава ожидала режиссёра после выхода приключенческого фильма «Белое солнце пустыни».Это мастерски сработанный советский вестерн, сюжет которого — борьба за установление советской власти в Средней Азии — оказался только фоном. Фильм стал культовым. Прекрасный актерский ансамбль (Анатолий Кузнецов, Павел Луспекаев, Спартак Мишулин — все они сыграли лучшие свои кинороли), фольклорные мотивы (письма Фёдора Сухова своей жене Катерине Матвеевне), остросюжетные коллизии — все это составляющие колоссального зрительского успеха фильма.
К 150-летию восстания декабристов Мотыль поставил фильм «Звезда пленительного счастья», но режиссёр подошёл к этой теме с неожиданной стороны. Картина рассказывает не о тайном обществе и не восстании на Сенатской площади, а о событиях, происшедших уже после него — об испытаниях, которые выпали на долю жен декабристов, последовавших за ними в Сибирь.
В постперестроечный период в 1996 году Мотыль снял фильм «Несут меня кони». Это своеобразная адаптация чеховской «Дуэли» к современной российской действительности. Замысел был интересен, но воплощение — не чеховским, а финал оказался явной натяжкой.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1992). Народный артист РФ (01.09.2003).