Как человечество вышло из океана, так и отечественная Х муза, подобно Афродите, родилась в пенистых волнах петербургского «Аквариума».
Пенилось в бокалах садового ресторана шампанское, по дорожкам фланировали камелии с русалочьим взором. Ощущение влаги, воды, океана обволакивало все вокруг. Да и фильмы, снятые в морском Петербурге, а затем — Ленинграде, хранят эту мистическую связь с водой — от «Понизовой вольницы», главная героиня которой, персидская княжна, находит успокоение в набежавшей волне до «Человека-амфибии, этой яркой романтической утопии о «морском дьяволе», которую можно назвать первой в списке культовых лент, снятых на «Ленфильме».
«Водяной», «Черномор», «Тритон» — подобными названиями в прошлом веке пестрели вывески ресторанов, кафе, кинематографов. Почти в каждом городе был свой» Аквариум». Все они вели происхождение от Берлинского аквариума, построенного в 1869 году на углу Унтер-ден-Линден и Фридрих-штрассе по проекту знаменитого Альфреда Брема, автора многотомной «Жизни животных». Купец Александров, опытный театральный администратор, решил создать в России нечто подобное. И создал. Детище его за 37 лет своей истории повидало многое, став колыбелью российского кино и резиденцией «Ленфильма», в павильонах которого родились многие шедевры отечественного и мирового кино…
Но отмотаем ленту назад.
Георгий Александров
Рождением и расцветом «Аквариум» обязан филантропу и меценату, купцу Георгию Александровичу Александрову (184 -1910). Бывший крепостной из тверского поместья Волконских, Егор Александров прибыл в столицу искать счастья и, начав мальчиком в ресторане братьев Лейнер на Невском, вскоре стал мастером-кухмистером. Затем – совладельцем «Ливадии», «Аркадии» и других увеселительных заведений, пока не открыл ровно сто десять лет назад собственное дело – «Аквариум».
В конце ХIХ века дома 10-16 по Каменноостровскому проспекту принадлежали его матери, купчихе Матрене Антоновне Александровой (к 1908 году за ней остается лишь дом 14). В 1904 году Георгий Александров открыл Петербургский Центральный рынок (дом 12, во дворе), а в 1907 году прикупил дом по Большой Ружейной 5 и Кронверкской 5а. На рынке Александрова можно было приобрести все. В лавках по Кронверкской (сейчас здесь цех комбинированных съемок «Ленфильма») торговали обувью, корзинами, фруктами, галантереей, табаком, суровскими товарами, посудой, молоком, курами, дичью, мясом, чаем и сахаром. На Ружейной находился трактир Расторгуевых, на Каменноостровском — парикмахерская Ришара и торговля светильниками. Сейчас в здании Петербургского Центрального рынка располагается павильон №5.
Скончался Георгий Александров, владелец «Аквариума», потомственный почетный гражданин Санкт- Петербурга, староста церкви Св. Сергия Радонежского при Мариинском офицерских детей приюте, учредитель бесплатного дома для бедных вдов и сирот, председатель богадельни и школы Ф.М. Садовникова и С. Герасимова для пожилых обедневших купцов, мещан и ремесленников, 22 ноября 1910 года.
Сад
Сад Аквариум был разбит на месте огородов, которые до постройки Троицкого моста в 1903 году в изобилии покрывали Петербургскую сторону.
26 июня 1886 года в саду впервые выступила капелла Архангельского, замечательного композитора и дирижера, создателя знаменитого смешанного хора (1880).
4 июля 1886 года газета «Свет» сообщала, что «новое увеселительное заведение «Аквариум» с прекрасным оркестром под управлением г-на Энгеля и русским хором г. Архангельского начинает входить в моду и собирать довольно многочисленную публику».
Этому в огромной степени способствовала и фантазия владельца сада. Так, «Аквариум» стал местом, откуда в начале июня поднялся аэростат Технического общества. Для наполнения шара газом потребовалось 15 часов — в пять раз больше, чем предполагалось. Некто Эвальд и двое других воздухоплавателей, взявшие с собой голубей, в 5 часов утра крайне эффектно поднялись с территории сада на шаре, который плавно понесся в сторону Озерков.
12 июля на садовой эстраде дебютировали мандолинисты братья Прейс и Генриетта Прейс — эквилибристка на проволоке. А в августе в саду было устроено благотворительное празднество в пользу «Общества попечения о бедных и больных детях».
2 сентября 1886 года в саду собралось более тысячи посетителей, «с большим усердием слушавших очень хороший оркестр, исполнение разнообразной и со вкусом составленной капельмейстером г. Энгелем программы, игру молоденьких виртуозок на скрипке — сестер Миланолло и хор цыган. Концертное отделение закончилось удачным фейерверком.
Особенным вниманием посетителей сада пользовались живые «почтовые открытки» нагие женщины, неподвижно, как статуи, застывшие на постаментах. Их тела были покрыты мелом — под гипс или мрамор, — или бронзовой краской, на головах красовались парики.
В каменном театре устраивались благотворительные «грандиозные ночные празднества» с пением и танцами, в которых участвовали актеры императорских театров, такие звезды как А.Вяльцева, В.Давыдов, К.Варламов. Все это завершалось летним маскарадом и фейерверком-монстром в саду.
31 мая 1911 года, в день 25-летия открытия “Аквариума”, в саду, украшенном феерической иллюминацией, было устроено грандиозное гулянье, которое завершилось «блестящим, из ряда вон выходящим фейерверком работы А.Серебрякова».
На открытой сцене выступала труппа дрессированных собак, разыгравших четырехактную трагикомедию. «Собаки с замечательным юмором изображают тирольскую свадьбу, перепившихся гостей, изменяющую своему мужу жену и тп’
Театр
Каменный театр “Аквариум”, вместимостью 2500 мест, был перестроен архитектором Алексеем Маловым и открыт 23 ноября 1891 года.
(Алексей Васильевич Малов (1841-1901), архитектор Технологического института, возвел в саду «Аквариум» в 1898 году “Железный театр”. По его проектам были построены также здания Мариинского детского приюта и Императорского человеколюбивого общества.)
Длина каменного театрального зала была 25 сажен, ширина -13, высота – 22 аршина. Партер вмещал 1 600 мест, плюс два яруса лож, 24 ложи внизу, в том числе 4 роскошно драпированных литерных ложи, в верхнем ярусе — 14 лож. Против сцены был устроен громадный балкон на 280 мест, который, однако, свободно вмещал до 500 человек. Огромный зал был устлан паркетом, так что кроме театральных представлений в нем устраивались общественные собрания, балы, маскарады и прочее.
Здесь гастролировали Людвиг Барнай, Джейн Хейдинг, труппа Метерлинка, Мария Ермолова, Леонид Собинов, Федор Шаляпин и другие.
9 июля 1892 года в театре слушал сюиту из балета «Щелкунчик» ее автор — Петр Чайковский. («В «Аквариуме» мне неожиданно сделали овацию, — писал композитор брату».)
В 1901 году в театре «Аквариум» гастролировала итальянская оперная дива Лина Кавальери, выступившая в «Фаусте» и «Травиате».
В январе 1903 года она вновь должна была петь в «Травиате», но поползли слухи, что певица больна и гастроли отменяются. Зрители стали возвращать билеты, чем напрочь разорили директора Русско-итальянской оперы Федора Морева, который в конце января покончил с собой.
После итальянцев в «Аквариум нагрянули французы. 28 октября 1907 года опереттой Шарля Лекока «Дочь мадам Анго» в «Аквариуме» открылись гастроли парижского «Театра веселья» (де ля Гэтэ). В главной роли выступила парижская звезда Ганриэтта Делорм.
Здесь устраивались маскарады и конкурсы красоты. В августе 1910 года в театре «Аквариум» состоялось единственное выступление знаменитой австралийской танцовщицы Сахарет, приехавшей учиться у Михаила Фокина. Эту Саломею, «мадонну кафешантана», рисовали Ленбах и Штук. Вот что писал о ее выступлении в «Железном театре» сада «Аквариум» современник: «Какая-то красная пена оборок, рюшей, газа бьется у самой рампы, то алеет, то погасает, то вдруг окрашивается в нестерпимо-желтый цвет увядающей настурции, то внезапно складывается во все свои оборки, как нервная мимоза — «Mimosa pudica».
3 июня 1907 года в «Аквариуме» выступал табор сербских цыган, в летнем, «Железном театре» — известный тирольский дуэт «Ваккер-Ваккер», на открытой сцене — партерные акробаты, цыганский хор, оркестр и кинематограф, а в Большом Каменном театре начался трехдневный чемпионат по женской борьбе.
Одна из газет писала:
«Борчихи» тренированы очень скверно, приемы и парады делаются ими нечисто, незаконченно и неумело.. получается в высшей степени некрасивая возня двух растрепанных существ женского пола, напоминающих ведьм из «Макбета».
Когда «борчихи» стараются симулировать ярость в схватках, то становятся очень похожи на прислуг с Никольского рынка… «Борчихи» сложены плохо, — красивых лиц и фигур почти совсем нет, — трико и костюмы бедны, и, вообще, парад имеет жалкий вид».
После смерти основателя театра Георгия Александрова в истории «Аквариума» наступила пауза. Наследники купца, братья Василий и Александр, работавшие администраторами в театре, унаследовали дело отца. Особенно усердным оказался Василий. Через пять лет он уже числился купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином, членом Коммерческого суда, выборным купеческого сословия, членом комитета Николаевской торговой школы и Александринского женского коммерческого училища. Вслед за родителем он стал старостой церкви при Мариинском приюте.
В 1912 году театр «Аквариум» перестроили под круглогодичный искусственный каток. Во время I Мировой войны в нем был развернут лазарет.
В 1919 году «Железный театр» открылся премьерой комедии Тристана Бернара «Маленькое кафе» с Горин-Горяиновым в главной роли. В «Аквариуме» в постановке Н.Н. Арбатова шли пьесы с участием артистов Государственной Драмы.
Год спустя в Розовом зале ежедневно устраивали художественные вечера заслуженного артиста Юрия Юрьева при участии Елизаветы Тиме и симфонического оркестра Политуправления ПВО под управлением Варлиха. Весной 1920 года тут трижды выступал с концертами Федор Шаляпин.
В 1922 году, в день открытия театра и сада «Аквариум» 1-го июля со сцены Розового зала украли около 60 аршин легкой ткани темнорозового цвета стоимостью 400 тыс. руб. за аршин.
В 1922 году в «Аквариуме» выступали Леонид Утесов, Елизавета Лопухова, но вскоре знаменитый кафешантан захирел и — на этот раз — окончательно. На дворе были другие песни.
В этом году, согласно «Книге рабочих и служащих театра и сада «Аквариум», на 20 августа 1922 года числилось 115 служащих — зав. винным погребом, буфетчики пивного, фруктового и чайного буфетов, посудомойщики, уборщицы, повара, кассиры, румынский оркестр из 6 человек, струнный (16) и духовой (24 человека).
Театр принялись перестраивать под ателье кинофабрики. До 1925 года на улице Красных Зорь 10 работал кинематограф, а вскоре здесь поселилась фабрика Совкино, предшественник Ленфильма.
Богатую событиями историю «Аквариума» (1886 — 1923) продолжила старейшая отечественная киностудия, в 1934 году получившая название «Ленфильм» («Ленинградский фильм»).
Ее история восходит к 1908 году, когда на Каменноостровском проспекте инженер Владислав Карпинский основал одну из первых в Петербурге кинофабрик (его опередил лишь Александр Дранков).
Фабрика синематографических лент «Омниум-кино» снимала, главным образом, фильмы видовые и хроникальные, которые охотно покупались прокатными компаниями города.
Демонстрировались познавательные и документальные сюжеты В.Карпинского и в театрах Скобелевского комитета, который в 1912 году специально учредил кинематографический отдел.
После Октябрьского переворота все имущество кинематографического отдела, включая технику и киноленты, было передано в ведение Петроградского кинокомитета, который в 1918 году снял первый советский фильм «Уплотнение».
В начале 20-х в особняке князя Елима Павловича Демидова-Сан-Донато, на Сергиевской 30, разместился ПОФКО (Петроградский Окружной Фото-Кино-Комитет), который затем был перекрещен в «Севзапкино» (Северо-Западное областное управление по делам фотографии и кинематографии).
25 декабря 1923 года еженедельник «Театр» сообщал: «П.Т.У. постановило передать помещения б. «Аквариума» Севзапкино для организации в последнем кино-производственного городка».
Тут же сообщалось, что «Киносевером» сделан большой заказ за границей различных киноаппаратов для оборудования большого ателье на ул. Красных зорь. Прибытие этих аппаратов предполагается в начале следующего месяца».
Однако кино в «Аквариуме» снимали и раньше. Дочь тенора Мариинской оперы Александра Давыдова, рассказывала автору этих строк, что в 1918 году Ф.И.Шаляпин приводил ее, восьмилетнюю, в «Аквариум», сниматься в фильме «Победа мая», который ставил Борис Светлов.
В 1923 году в Петрограде были две кинофабрики — «Севзапкино» и «Кино-Север», (последняя располагалась в оранжерее на Каменном острове). Позднее открылась ленинградская кинофабрика «Госкино» в декоративных мастерских на Подъяческой улице. «Кино-Север» и «Госкино» просуществовали недолго. Три кинофабрики выпустили такие фильмы как «Голод» (1921, «Севзапкино»), «Доля ты русская, долюшка женская» (1922, Петроградский коллектив артистов экрана и «Севзапкино»), «Скорбь бесконечная» (1923, «Севзапкино» и Первый петроградский коллектив артистов экрана), «За власть Советов» (1923, Севзапкино») и другие. В конце мая 1923 года «Севзапкино» сняло документальную ленту «Жизнь курсанта 1-ой Петроградской пехотной школы».
В 1923 году «Севзапкино» располагалось на Сергиевской 32, киноателье — в доме 30, а Школа экранных искусств — в доме 24. Отсюда в 1924 году кинофабрика, которая уже стала называться «Ленинградкино», возвратилась на Каменноостровский (тогда, впрочем, ул. Красных Зорь) и, поменяв целый ряд названий, превратилась в «Ленфильм».
За всю историю на «Ленфильме» было снято около полутора тысяч фильмов, многие из которых вошли в историю мирового киноискусства. Трудно себе представить нашу жизнь без таких лент как «Дикая собака динго», «Старик Хоттабыч» или «Человек-амфибия», а историю кино — без «Золушки», «Чапаева», «Гамлета», «Дамы с собачкой», «Двадцать дней без войны».
Возникло понятие «ленинградская школа», среди фильмов которой — такие ленты, как «Проверка на дорогах» Алексея Германа, «Торпедоносцы» Семена Арановича, «Порох» Виктора Аристова. Особый отпечаток питерской культуры, психологической глубины лежат на картинах «Фантазии Фарятьева», «Отпуск в сентябре», «Одинокий голос человека».
На «Ленфильме» творили Григорий Козинцев, Иосиф Хейфиц, Сергей Юткевич, Сергей Эйзенштейн, Евгений Замятин, Дмитрий Шостакович, Николай Акимов, Юрий Тынянов, Вера Панова, Вениамин Каверин. Студийные коридоры помнят Виктора Некрасова, Владимира Максимова, Иосифа Бродского, Михаила Шемякина. Здесь снимались Владимир Гардин, Мария Бабанова, Павел Кадочников, Борис Ливанов, Николай Черкасов, Лжейн Фонда, Ава Гарднер, Ванесса Редгрейв, Франко Неро, Микеле Плачидо, Сандрин Боннэр, Уильям Херт, Марина Влади, и другие.
Фильмы, снимаемые на «Ленфильме», неизбежно привлекают внимание зрителей, прессы и фестивалей.
Картины «Замри-умри-воскресни» Виталия Каневского, «Такси-блюз» Павла Лунгина, «Царская охота» Виталия Мельникова, «Замок» Алексея Балабанова, «Барабаниада» Сергея Овчарова демонстрируют широту и разнообразие ленфильмовской палитры.
Отличительной чертой теперь уже «петербургской школы кино» остается следование в русле европейской художественной традиции, символом которой всегда являлся наш город. Ленфильмовским картинам чужды конъюнктура и суетное стремление любыми средствами добиться коммерческого успеха.
Поиски новых путей в искусстве, культура изображения, высокий профессионализм — присущи и новой генерации режиссеров «Ленфильма — Дмитрию Месхиеву, Олегу Ковалову, Александру Сухочеву, Сергею Сельянову, Александру Рогожкину, Лидии Бобровой, Евгению Иванову, Ирине Евтеевой и другим.
Итак, первое столетие кино в России уже миновало. Ленфильм сегодня
В этот день в 1896 году в театре «Аквариум» на Каменноостровском проспекте (нынешний Четвертый павильон киностудии «Ленфильм») прошел первый киносеанс в России. С этого момента кинематограф начал свое триумфальное шествие по России. В 1908 году в Ателье Александра Дранкова был снят первый российский фильм – «Понизовая вольница». В 1914 году создан военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, на основе которого затем была сформирована будущая киностудия «Ленфильм».
В честь юбилея киностудия организовала торжественный вечер в месте, которое можно назвать колыбелью российского кинематографа – Четвертом павильоне «Ленфильма». Гостей ожидали и новые выставочные экспозиции, и интересные встречи. Ведущими церемонии стали Юрий Гальцев и Анастасия Мельникова.
Генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин торжественно открыл церемонию словами:
- 120 лет назад в этом зале произошло событие – значение которого трудно переоценить. В Россию пришло кино, которое и сегодня остается важнейшим из искусств, без него нельзя жить, оно развлекает, воодушевляет, вселяет надежду и любовь. Ленфильм-старейшая кинофабрика России, создающая картины, которые помогают людям жить. Мы всегда будем помнить имена Козинцева, Иванова, Хейфица, Авербаха, братьев Васильевых, Шостаковича, Акимова, Смоктуновского и других корифеев киностудии. «Ленфильм» как феникс возрождался в новой жизни.
На вечер были приглашены известные актеры, режиссеры, продюсеры, кинооператоры, художники и представители всех кинематографических профессий.
По красной дорожке, украсившей в этот день сквер главного входа в киностудию, прошли: Иван Охлобыстин, Федор Бондарчук, Светлана Крючкова, Юрий Гальцев, Анастасия Мельникова, Василий Герелло и другие почетные гости.
В исполнении оркестра под руководством художественного руководителя «Мюзик-Холла» Фабио Мастранджело прозвучала музыка из «золотой коллекции» и современных фильмов киностудии. Актеры, задействованные в новых проектах «Ленфильма», исполнили шлягеры из «ленфильмовских» кинолент. В частности, Юрий Гальцев исполнил песню «Ваше благородие, госпожа удача», Константин Воробьев поделился со всеми, что ровно 35 лет назад он впервые начал сниматься в кино на «Ленфильме» и исполнил песню из фильма «Остров сокровищ», Семен Альтов рассказал о новом проекте – «Ленмультфильме», призванного возродить мультипликационное направление в деятельности киностудии «Ленфильм».
На плазменных экранах весь вечер демонстрировались фрагменты из фильмов братьев Люмьер, кадр из фильмов «золотой коллекции» «Ленфильма» и современных картин киностудии. Также с экрана киностудию поздравили: Елизавета Боярская, Михаил Ефремов, Константин Хабенский, Георгий Штиль и многие другие.